Павел Кругликов рассказал «Горецкому вестнику» каково это, быть сыном разведчика


Кто бы мог подумать, что одна из любимых кинолент советского периода «17 мгновений весны» каким­то образом может быть связана с Горками. Оказывается, что может. Родственники одного из талантливых разведчиков СССР, резидента ГРУ в Швейцарии, Федора Кругликова учились и работали здесь. Сам он тоже хотел поступить в Горецкий сельскохозяйственный институт, но его не приняли.

Собирать информацию для полной картины своего семейного древа в Горки приехал сын полковника Федора Кругликова Павел. Это уже его второй визит в наши края. Хотя путь сюда для него не из самых близких: Павел Федорович живет в Москве.

Обо всех поводах для приезда и о том, каково это, быть сыном разведчика, Павел Кругликов рассказал «Горецкому вестнику».

IMG_8460

Корни семейного древа

– С Горками самым тесным образом связаны два предка из моей родословной. Первый, дядя моего отца Григорий Гаврилович Кругликов учился здесь в 1917­1919 гг., был активным участником городского общественного движения по воссозданию Горецкого сельскохозяйственного института, который закрыли в Царской России в 1863 году за революционные выступления студентов. Он был в числе первых выпускников лесного факультета. После окончания института продолжил заниматься наукой. Стал автором и соавтором 11 научных статей на такие темы, как плодоношение сосны и ели, техника выращивания посадочного материала и др.

– Второй персонаж  – это мой отец, Федор Кругликов. Как и его дядя Григорий, он тоже хотел поступать в Горецкий сельскохозяйственный институт. Но его сюда не приняли. Он твердо решил, что попробует свои силы вновь. И, уходя в армию, рассчитывал на то, что отслужит и вернется в Горки. Но после армии все же пошел учиться в другую академию: Военно­воздушную, имени Н. Е. Жуковского. С последнего курса его забрали в разведку.

Быть разведчиком

– По сравнению с другими детьми войны сыну разведчика жилось неплохо. Не считая того, что мы с матерью не видели отца в течение почти семи лет, с 1938­го по 1945 год. В это время он работал в Швейцарии. Когда он уезжал туда, я впервые встал на ноги.

– Отец мало рассказывал о своей службе, как и другие представители этой профессии. Приходится в этом плане верить Вольфу Гольдштейну, разведчику, внедренному в Израиль, которого воспитал папа. После того, как культ личности Сталина был разоблачен, Вольф написал книгу «Фальшивый флаг», где рассказал о подробностях своей службы. Источником информации о деятельности отца для меня служат и другие издания об истории ГРУ, которые начали активно выпускать в последние годы.

– Папа поехал в Швейцарию, владея только английским. По ходу дела ему пришлось выучить еще и немецкий, итальянский, французский и, в первую очередь, чешский, так как он жил там с паспортом гражданина Чехии. Помню, как уже после возвращения он смеялся, когда я корпел над учебником немецкого,  пытаясь хоть что­то запомнить: «Да я за три месяца выучил язык! Захочешь есть, даже за три недели освоишь».

Прототип героя  «17 мгновений весны»

– Практически на исходе Второй мировой войны, 19 марта 1945 года на швейцарской вилле в Асконе состоялась встреча союзников СССР с представителями Германии. Посланцы Америки и Англии начали переговоры с фашистской Германией, хотя это было запрещено договором о союзнических действиях. Неожиданно их беседу прервал звонок в дверь. За ней стояли двое монахов, которые попросили хозяев поделиться розами из оранжереи для украшения их алтаря в честь приближающегося церковного праздника. Монахов пропустили за цветами. И только когда они покинули территорию виллы, в голову спецпосланника президента США Аллена Даллеса закралось сомнение: в ближайшие дни не предвидится никаких религиозных торжеств. «Это были советские разведчики», – осенило его.

Примерно так выглядит история о том, как Сталину стало известно, что за его спиной ведутся переговоры с врагом. Я не могу утверждать на сто процентов, но у нас в семье считается, что именно отец был одним из тех монахов и, следовательно, прототипом героя фильма «17 мгновений весны». Кроме него, там некому было быть, потому что пробраться в Швейцарию было очень сложно.

– Папе нравился фильм «17 мгновений весны», но он не считал его исторически верным. Оно и понятно, ведь образ Штирлица собирательный. Разведчиков было много и разных.

Вот так круто повернулась жизнь молодого человека, который хотел учиться в горецкой академии, но судьба приготовила для него другой сценарий.

Если вас заинтересовала эта тема и персонажи, дополнительные подробности можете почерпнуть из цикла документальных фильмов НТВ «ГРУ. Тайны разведки» и из книг «Главное разведывательное управление. Дела и люди», «ГРУ в Великой Отечественной войне».

Катя КАРПИЦКАЯ,

karpickayak@gmail.com

Фото Михаила ЛЕВЦОВА.


One Thought to “Павел Кругликов рассказал «Горецкому вестнику» каково это, быть сыном разведчика”

  1. Аноним

    Мне кажется это все-таки собирательный образ всех разведчиков, а не какого-то определенного, замечательно когда есть кем гордится, но приписывать своих предков так конкретно к фильму, на мой взгляд не стоит

Leave a Comment