Изменения в антикоррупционном законодательстве Республики Беларусь


Коррупция является одной из наиболее значимых угроз для национальной безопасности. Коррупционные процессы способны разрушить любую, даже самую совершенную систему – общественную и экономическую. Преступные действия нечистых на руку управленцев вызывают утрату доверия к органам власти, подрывают эффективность всех видов правительственных решений, препятствуют реализации в стране инвестиционных проектов, серьезно влияют на экономические системы субъектов хозяйствования. Коррупция также наносит ущерб состоянию морали в обществе, расшатывает доверие граждан к органам власти, наконец, разрушает принцип справедливости и беспристрастного правосудия, что закономерно может стать поводом для нарастания общественного протеста.

При этом важно понимать, что коррупция – это не только взятки, которые у всех на слуху, коррупционные схемы многочисленны и изощрены, они выявляются в различных сферах деятельности и постоянно изменяются в зависимости от жизненных реалий.

В этой связи одна из важнейших ролей в формировании национальной системы борьбы с коррупцией отводится его качественному правовому обеспечению.

Правовую основу борьбы с коррупцией в нашем государстве составляют Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», указы Президента Республики Беларусь и иные акты законодательства, в том числе международно-правовые.

kor-1

В целях эффективного реагирования на все возникающие коррупционные риски и угрозы Глава государства в ходе совещания о совершенствовании законодательства по борьбе с коррупцией, состоявшегося 31 июля 2014 г., поручил подготовить единый нормативно-правовой акт по борьбе с коррупцией и вынести его на рассмотрение общественности.

Итогом совместной работы государственных органов и общественных организаций по реформированию законодательства в сфере борьбы с коррупцией стала подготовка нового Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», который вступил в силу с 24 января 2016 г.

Вошедшие в названный Закон нормы максимально учитывали наработки белорусских правоохранительных органов, лучшие международные практики и предварительно широко обсуждались общественностью в различных средствах массовой информации.

Данный Закон содержит нормы, которые определяют коррупционные правонарушения, государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией; закрепляют правовое регулирование декларирования доходов и имущества; регламентируют вопросы предупреждения коррупции, устранения последствий коррупционных правонарушений, осуществления контроля и надзора за деятельностью по борьбе с коррупцией.

Остановимся на некоторых основных положениях Закона «О борьбе с коррупцией», существенная часть из которых являются концептуальными новациями в антикоррупционном законодательстве нашей страны.

Значимость выполняемых государственными должностными лицами функций определяет их специальный правовой статус: наделение особыми правами и особыми обязанностями, применение повышенных мер ответственности. В этой связи на государственных должностных лиц Законом возлагаются определенные ограничения, соблюдение которых является обязательным условием занятия должности государственного должностного лица, призванные исключить или нейтрализовать приоритет личных и иных внеслужебных интересов при исполнении государственным должностным лицом своих служебных и трудовых обязанностей.

Такие ограничения являются важными составляющими в системе мер борьбы с коррупцией и ее предупреждения, широко применяются большинством стран, а также международными организациями.

Государственное должностное лицо, как и лицо, претендующее на занятие должности государственного должностного лица, в целях недопущения с их стороны действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных и иных внеслужебных интересах, в письменной форме дают обязательство по соблюдению этих ограничений. В свою очередь неподписание такого обязательства влечет за собой отказ в назначении на должность государственного должностного лица либо освобождение государственного должностного лица от занимаемой должности.

Назовем некоторые из указанных ограничений. Так, в соответствии со статьей 17 Закона «О борьбе с коррупцией» государственному должностному лицу запрещено:

заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через иных лиц, а также оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение;

принимать участие лично или через иных лиц в управлении коммерческой организацией. По этой причине государственные должностные лица, имеющие в собственности долю в уставных фондах (акции) коммерческих организаций, на период прохождения государственной службы обязаны передать их в доверительное управление под гарантию государства;

plakat1

иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах. Данный запрет обусловлен тем, что практике известны случаи, когда за покровительство государственного должностного лица коммерческим структурам последние с готовностью открывали валютные счета в иностранных банках на имя своего «благодетеля» либо иные счета, которыми он мог воспользоваться;

выполнять имеющие отношение к служебной деятельности указания и поручения политической партии, иного общественного объединения, членом которых оно является (за исключением депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания, депутатов местных Советов депутатов), использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также физических лиц, если это расходится с интересами государственной службы;

принимать имущество (подарки), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получать другую выгоду для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных обязанностей;

осуществлять поездки за счет физических или юридических лиц, деятельность которых связана (зависима, обусловлена) или была в свое время связана с его служебной деятельностью, за исключением служебных командировок и некоторых иных поездок, разрешенных Законом;

использовать во внеслужебных целях средства финансового, материально-технического, информационного обеспечения и другое имущество государственного органа и информацию, распространение которой ограничено, полученные при исполнении им служебных обязанностей.

Кроме того, государственным служащим, военнослужащим, сотрудникам Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, а также руководителям, их заместителям и главным бухгалтерам государственных организаций и организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства, запрещено выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных обязанностей по месту основной работы.

Исключение составляют лишь педагогическая (в части реализации содержания образовательных программ), научная, культурная, творческая деятельности и медицинская практика. Причем указанной оплачиваемой деятельностью перечисленные лица могут заниматься в рабочее время только по согласованию с руководителем государственного органа (организации), в котором они занимают соответствующую должность, либо по согласованию с вышестоящим должностным лицом, в подчинении которого находится данный государственный орган (организация).

Следует отметить, что прохождение государственной службы совместно с супругом, близким родственником или свойственником может способствовать возникновению и формированию коррупционной мотивации. Наличие такого рода отношений создает предпосылки для покровительства или попустительства по службе, что, несомненно, будет усиливать конфликт интересов при исполнении служебных обязанностей.

В этой связи статьей 18 Закона для государственных должностных лиц установлен запрет на совместную работу в государственных органах и организациях супругов, близких родственников или свойственников, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Глава государства поставил задачу обеспечить чистоту управленческого аппарата. Лица, которые скомпрометировали себя совершением противоправных деяний, не должны назначаться на руководящие должности.

В этой связи статьей 22 Закона устанавливается запрет на назначение на руководящие должности лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, до истечения пяти лет после такого увольнения, а также устанавливается бессрочный запрет на прием на государственную службу лиц, ранее совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий.

Кроме того, статья 24 Закона предусматривает лишение государственных должностных лиц права на пенсию за выслугу лет в случае совершения ими в период прохождения службы тяжкого или особо тяжкого преступления против интересов службы либо сопряженного с использованием должностным лицом своих служебных полномочий.

В свою очередь военнослужащим, сотрудникам Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, совершим данные коррупционные преступления, при исчислении пенсии за выслугу лет оклад по воинскому (специальному) званию учитывается лишь по званию «рядовой».

Глава государства потребовал: «Народ должен знать, как живут чиновники и их родственники, откуда деньги и собственность у этих людей. Если обнаружили, что чиновник живет не по доходам, значит, та часть имущества, которая добыта неправедным путем, подлежит изъятию».

В этой связи с целью максимально полного выявления реального имущественного положения государственных должностных лиц, обеспечения полной прозрачности их источников доходов, и предупреждения коррупционных проявлений Закон обязывает государственных должностных лиц, а также их супругов, несовершеннолетних детей, совершеннолетних близких родственников, совместно с ними проживающих и ведущих общее хозяйство, представлять декларации о доходах и имуществе. В свою очередь налоговые органы осуществляют контроль за соответствием стоимости принадлежащего указанным лицам имущества и иных понесенных расходов – размерам доходов, заявленным в декларациях.

При этом статьей 36 Закона введен механизм изъятия у государственного должностного лица, занимающего ответственное положение, а также поступившего на государственную службу путем избрания, имущества, стоимость которого на 25% и более превышает доход, полученный этим должностным лицом за отчетный период из законных источников. Вместе с тем для недопущения формального подхода к применению мер взыскания статьей 34 Закона исключена ответственность за малозначительные неточности при декларировании доходов и имущества.

С целью обеспечения баланса публичных и частных интересов статьей 17 Закона введен запрет работы по внешнему совместительству для отдельных категорий государственных должностных лиц, обладающих реальными государственно-властными полномочиями, например государственных служащих, военнослужащих, руководителей и главных бухгалтеров государственных организаций и негосударственных организаций с долей государственной собственности не менее 50%.

В целях предупреждения коррупционных правонарушений руководители государственных органов и иных государственных организаций должны осуществлять контроль за подбором и расстановкой кадров, проводить системную работу по соблюдению ограничений и специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении государственных должностных лиц. Исходя из этого, статьей 43 Закона на руководителей государственных органов и иных организаций возложена обязанность:

по привлечению лиц, совершивших коррупционные правонарушения, а также нарушивших письменное обязательство по соблюдению ограничений, предусмотренных Законом «О борьбе с коррупцией», к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения);

по информированию государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, о фактах совершения подчиненными работниками коррупционных правонарушений в течение десяти дней с момента, когда им стало известно о совершении таких правонарушений.

В свою очередь руководители, не выполнившие или не в полной мере выполнившие указанные обязанности, а также не предоставившие информацию, запрошенную государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, могут подвергаться различным видам ответственности, вплоть до уголовной.

Одной из правовых основ государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, наряду с возложением данной обязанности на такие государственные органы, как органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности, является общественный контроль за деятельностью по борьбе с коррупцией.

С этой целью общественный контроль в сфере борьбы с коррупцией, согласно статье 46 Закона, осуществляется гражданами Республики Беларусь, организациями, в том числе общественными объединениями, путем участия в разработке и всенародном (общественном) обсуждении проектов нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией; участия в деятельности созданных в государственных органах и организациях комиссий по противодействию коррупции; участия в проведении социологических опросов по вопросам противодействия коррупции; и в иных формах, предусмотренных законодательством.

Кроме того, физическим лицам, способствующим выявлению коррупции, выплачивается вознаграждение, сумма которого зависит от значимости содействия в выявлении, пресечении, раскрытии или расследовании коррупционного преступления, относящегося к категориям тяжких или особо тяжких преступлений либо к категории менее тяжких преступлений. В первом случае размер вознаграждения может составлять до 50 базовых величин, во втором – до 30 базовых величин.

В заключение следует подчеркнуть, что коррупция является одним из наиболее опасных видов правонарушений, посягающих на основы государственного строя, в связи, с чем предусмотрена повышенная ответственность государственных должностных лиц за несоблюдение ими антикоррупционного законодательства. Коррупционеры привлекаются как к дисциплинарной ответственности – вплоть до увольнения, так и к административной и уголовной. При этом наказание за совершение коррупционных преступлений достигает пятнадцати лет лишения свободы с конфискацией имущества.

Дмитрий БОГУСЛАВСКИЙ,

заместитель начальника

ИУ «Исправительная колония № 9»

по идеологической работе

и кадровому обеспечению

подполковник внутренней службы.


Leave a Comment