Лукашенко назвал главные принципы развития сферы образования


 

Совершенствуя сферу образования, в Беларуси должны пользоваться принципами государственной поддержки, социальной справедливости и равного доступа к образованию. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил сегодня на пленарном заседании Республиканского педагогического совета, передает корреспондент БЕЛТА.

«Нам предстоит большая работа по развитию человеческого потенциала. Поэтому необходимо объективно, без эмоций дать оценку итогам развития всех звеньев национального образования, наметить перспективы его совершенствования. Конечно, уже много сделано в этом направлении, — сказал Александр Лукашенко. — Главное — мы сохранили положительные достижения, доставшиеся нам в наследство от предыдущих поколений. Среди них государственная поддержка, социальная справедливость, равный доступ к образованию, его достойный уровень. Именно такими принципами мы должны руководствоваться, планируя любые дальнейшие преобразования в этой сфере».

Все возможности для эффективной реализации задуманного есть, подчеркнул Президент. «Создана необходимая инфраструктура учреждений образования и воспитания. Здесь работает достаточно квалифицированных кадров. На воспитание, обучение и социальную поддержку молодежи государство ежегодно выделяет значительную часть республиканского бюджета. Поэтому мы вправе ожидать от педагогической общественности соответствующих результатов на всех уровнях системы образования», — отметил глава государства.

 

Лукашенко требует постоянного совершенствования в системе образования

 

Президент Беларуси Александр Лукашенко требует постоянного совершенствования в системе образования. На это глава государства обратил внимание сегодня, знакомясь с выставкой новых учебников и учебных программ, изданных к 2017-2018 учебному году, накануне пленарного заседания Республиканского педагогического совета, передает корреспондент БЕЛТА.

В частности, на стенде представлены учебные программы для 1-3-х классов, учебные программы по белорусскому и русскому языкам и литературе, иностранным языкам, всемирной истории, истории Беларуси, математике, информатике, черчению, трудовому обучению, обществоведению, физике, химии, биологии и другим предметам. Кроме того, Александру Лукашенко представили стенды с новыми учебными пособиями. Как считает Президент, «надо делать все достойно». «И это должно совершенствоваться практически каждый год», — убежден глава государства.

Для участников Республиканского педагогического совета, пленарное заседание которого проходит сейчас в Минске, представлена выставка «Образование: во имя будущего страны», программно-аппаратный комплекс «Умный автобус».

Экспозиция знакомит с электронными версиями новых учебных пособий, интерактивными учебными материалами, размещенными на национальном образовательном портале с использованием интерактивной панели ОАО «Горизонт».

На выставке отражены достижения системы образования Беларуси по уровням образования: опыт работы по сохранению доступности дошкольного образования, научно-методическое обеспечение образовательного процесса в общем среднем образовании в 2017/2018 учебном году; опыт реализации инклюзивного образования. Кроме того, представлены современные образовательные технологии и средства обучения (обучающие стенды и тренажеры машиностроительного направления, сферы обслуживания), учебно-методические комплексы для профессионально-технического и среднего специального образования; научно-технические разработки (лабораторный стенд, электронный портал ядерных знаний, университетский наноспутник), используемые в образовательном процессе высшей школы, а также для профессионального самоопределения абитуриентов. А на фотовыставке показаны педагогические династии страны.

Что касается программно-аппаратного комплекса «Умный автобус», то это автобус марки МАЗ 241S30. Он получен отделом образования, спорта и туризма Мядельского райисполкома в 2016 году от Банка развития по программе «Школьный автобус». Здесь внедрены технические средства и программные решения, обеспечивающие безопасность учащихся. Автобус оснащен мобильным терминалом мониторинга состояния и местоположения объектов и передачи собранной информации на сервер диспетчерского центра, рацией — для голосовой связи с водителем, тревожной кнопкой — для вызова диспетчера по заданному номеру и подачи тревожного сигнала. Есть также IР-камера для фотографирования пассажиров, а также Wi-Fi роутером для предоставления доступа в Интернет.

Инновационные технические возможности, используемые в системе Министерства образования, находятся в центре внимания участников Республиканского педагогического совета.

Лукашенко: в Беларуси педагоги неизменно по праву пользуются особым уважением и вниманием

 

«У каждого из нас были наставники, которые не только привили любовь к своему предмету, но и во многом определили жизненный путь. В Беларуси педагоги неизменно по праву пользуются особым уважением и вниманием, — подчеркнул Александр Лукашенко. — Эта профессия не для случайных людей. Именно от личности школьного педагога, его профессионализма зависит формирование будущих поколений. Он не только дает знания, но и выполняет нелегкую миссию воспитателя, а это не просто работа, это подвижничество. Личность педагога, его позиция и мироощущение — вот что в настоящее время особо значимо».

Президент обратил внимание, что сегодня устойчивость развития государств определяется не только и не столько ресурсами: месторождениями нефти, газа или золотым запасом. Главными становятся прорывные технологии, новые отрасли, создающие экономику знаний. Фактически речь идет о трансформации традиционных экономических моделей.

«Но этим изменения не ограничиваются — меняется сознание людей, их отношение к государственным институтам. Человеку все труднее найти свое место в обществе, понять, что такое истинные ценности, и не затеряться в информационном потоке. Эти процессы объективно приводят к доминированию роли образования в мире. Именно экономика знаний, а также профессионалы, искренне любящие свою родину, обеспечивают конкурентоспособность страны. Готова ли наша Беларусь соответствовать этим тенденциям?» — задал риторический вопрос глава государства.

 

Лукашенко: вопрос о сохранении десятибалльной или возвращении к пятибалльной системе — не основной

 

«Десяти-, пятибалльная система… Все спорят, какой быть завтра оценке и так далее. Не основной вопрос. Имеет место, но не основной», — сказал Александр Лукашенко.

Президент напомнил, что к десятибалльной системе оценок несколько лет назад в Беларуси перешли быстро, без всяких дискуссий, не проверив и не протестировав эту систему. «Сегодня многие начинают рассуждать, а правильно ли сделали. Некоторые говорят, что надо вернуться к пятибалльной: она было понятной, она была не хуже этой. Многие говорят, что не надо и тому подобное, — отметил глава государства. — Это один из примеров, когда мы, не продумав, на практике не проверив направление действий в этой сфере, быстренько за нее схватились. Прошло время — оказалось, что, по крайне мере, без этого можно было обойтись».

 

Лукашенко выступает за совершенствование системы образования, а не ее ломку

«Вы знаете мои подходы по преобразованию, совершенствованию, где-то реформированию системы нашего образования. Сущность этих подходов состоит в том, что я категорически против какой-то ломки, даже реформирования в полном смысле этого слова системы образования, — сказал Александр Лукашенко. — Я всегда выступал и выступаю за совершенствование того или иного процесса. Надо идти от жизни, надо решать те вопросы, которые ставит жизнь. Образование — настолько сложный процесс (и мы с вами знаем это не понаслышке), что взять и через колено что-то сломать, особенно в целом систему образования, и выстроить новую не получится».

Президент обратил внимание, что в свое время некоторые страны, особенно похожие на Беларусь, решили полностью перестроить сферу образования. Но, сломав старое, новое в силу многих причин они так и не создали. «Сегодня признают, что, сломав старое, не унаследовали то доброе, что было. Мы этим путем не пошли», — отметил он.

«Более того, вы, наверное, помните, что до нас, до середины 1990-х, власти Беларуси попробовали идти этим путем. Они за два-три года пытались научить всех нас разговаривать на том языке, на котором они хотят (я абсолютно здесь не выступаю против родного белорусского языка, ни в коем случае). Вы сами знаете, что было в те годы: начали ломать все подряд. И точные науки, и естествознание, гуманитарные направления нашего образования. Нам пришлось останавливать этот процесс. Тогда мы со многими из присутствующих в этом зале почувствовали, что можем разрушить все до основания. А для того, чтобы создать после этого что-то новое, нужны колоссальные деньги. Тогда денег вообще не было. Вообще. Я не понимаю, на что надеялись те, кто был у власти в Беларуси, идя на такую коренную ломку образования. Поэтому, с какой стороны ни посмотри, мы начали двигаться в неправильном направлении. И тогда, остановив этот процесс и в политике, и в образовании, устраивая новую жизнь в новом государстве, был выдвинут тезис о совершенствовании, о том, чтобы не потерять то лучшее, что мы накопили», — напомнил глава государства.

Александр Лукашенко обратил внимание: когда принималось решение, на каком языке должно вестись обучение в школах, руководство страны шло от народа. «Мы силой не давили: давай «беларускую мову» и тому подобное. Мы шли и идем от жизни. Если бы мы пошли тем путем, как «отцы-реформаторы» после распада Советского Союза, мы бы сегодня не имели ни одного, ни другого языка, — предположил он. — Русский язык — это наш родной язык. Если кто-то его считает российским, у нас с вами разные подходы к этому языку. Это наш родной язык. Может быть, если можно так говорить, чуть менее родной, чем белорусский. А вообще, я их ставлю на один уровень и считаю, что от этого наследства отказываться нам ни в коем случае нельзя, ибо мы потеряем многое. Давайте будем богатыми людьми. Пусть у нас будет два родных языка — русский и белорусский. Пройдет время, придут новые люди, новые поколения, может, жизнь изменится, и они определятся, на каком языке разговаривать».

Президент пояснил, почему именно сейчас было решено провести на таком высоком уровне Республиканский педагогический совет. «Один этап мы прошли — я его называл. Потом, совершенствуя наше образование, мы прошли второй этап, если можно разделить это на этапы. Увидев все недостатки, пропустив их через себя, вот сейчас мы увидели проблемы, которые еще не решили. То есть мы накануне некоего третьего этапа. Может быть, основного в плане совершенствования нашего образования. Мы с вами должны посоветоваться, как будем решать вопросы, которые встали перед образованием во весь рост. Нам предстоит сделать новый шаг в дошлифовке, совершенствовании нашего образования: дошкольного, школьного, профессионально-технического, высшего», — резюмировал он.

Лукашенко: неприемлем подход, когда учат пользоваться лишь готовым набором знаний

«Сегодня зачастую школьников и студентов учат пользоваться лишь готовым набором знаний. Учащиеся перестают анализировать, размышлять. Без интернета многие уже не способны логически сформулировать мысль, выразить свое мнение. Как следствие, с одной стороны, мы видим нехватку профессионалов, с другой — недовольство работодателя сотрудниками. Такой подход в образовании неприемлем», — подчеркнул Александр Лукашенко.

Президент добавил, что сегодня сфера образования и, соответственно, роль педагога кардинально изменились. «В современной информационной среде растет так называемое поколение Сети. Для молодых людей интернет — это среда обитания. Они не видят себя без электронных устройств. Абсолютно согласен: эти устройства нужны, интересны, полезны. Но еще важнее научить людей думать», — убежден глава государства.

 

 

Лукашенко поручил в будущем году решить вопрос с размером зарплат учителей

«Мы не педалировали этот вопрос, но министра образования и вице-премьера на последнем докладе я четко предупредил: проблема жалоб учителя (я не говорю о размерах зарплаты) на низкую заработную плату в будущем году должна быть снята», — сказал Александр Лукашенко.

Президент обратил внимание, что учитель и врач — идеологическая, моральная основа белорусского общества. «Основу молодежных организаций, профсоюзов, общественных организаций, которые сегодня существуют, составляют учителя, врачи. Особенно местную интеллигенцию, которая работает с народом. Когда нам надо что-то донести до народа, мы это делаем через вас. Вы главная опора в государстве», — обратился он к педагогам.

Александр Лукашенко отметил, что есть в стране и хорошие учебные заведения, где педагоги получают достойную зарплату. Но во многих организациях все совершенно наоборот. «Этот вопрос должен быть снят. Я ведь не говорю о размерах, потому что не знаю, какой будет размер. Но должна быть такая зарплата, чтобы вам, зная объем работы, который вы выполняете, стыдно было бы ставить вопрос о повышении зарплаты, — подчеркнул глава государства. — Конечно, каждому хочется, в том числе и любому учителю, чтобы было больше. Но это будет связано с развитием экономики».

Президент добавил, что в обществе часто сравнивают зарплату учителей в Беларуси и в других странах. «У нас в основном образование бесплатное. И мы огромные деньги вкладываем в это. Конечно, где-то обедняем преподавателя и учителя. У них все наоборот: колоссальные деньги за счет того, что все платное, они тратят на помощь учителям и преподавателям. Каким путем мы пойдем? Разные будут подходы, и министр об этом знает, но мы обязательно должны сделать тот шаг, о котором я говорил в плане заработной платы», — заявил Александр Лукашенко.

По словам главы государства, особенно этот вопрос касается работников учреждений дошкольного образования, ведь каждый понимает, что такое быть воспитателем в детском саду. «Катастрофически несправедливо мы относимся к тем, кто работает, прежде всего, в яслях и детских садах. Любыми способами и любыми путями нам надо почти удваивать в будущем году их доходы», — поставил задачу Президент.

Лукашенко сомневается в необходимости возвращения к пятибалльной системе оценок

«Решение надо принимать тогда, когда оно назрело. Вот оно вопиет, говоря словами поэта. Вот проблема кричащая. Да, я слышу в средствах массовой информации, вижу, читаю, отслеживаю процесс. Но этот вопрос не имеет критической массы, он не назрел для того, чтобы здесь принимать какие-то решения», — сказал Александр Лукашенко.

Президент отметил, что к системе оценок относятся по-разному: старшее поколение привыкло к пятибалльной, и теперь ему приходится переводить оценки на старый лад, а молодежь уже давно обучается по десятибалльной, и для нее здесь нет проблем. «Много родителей за десятибалльную систему: привыкли, им нормально, некоторые особо и не вникают в это. Но большинство, я так чувствую, все-таки склоны к пятибалльной: было проще. Но дело же не в простоте, а в эффективности той или иной системы. Поэтому я считаю, что вопрос о возвращении к пятибалльной системе или вопрос оставления десятибалльной системы несколько преувеличен в данном случае и не имеет критической массы, чтобы было нужно принимать решение. Поживем — увидим. Думаю, это не очень влияет на стремление наших детишек иметь хорошие знания», — подчеркнул глава государства.

Александр Лукашенко признался, что интересовался и мнением своего младшего сына Николая по этому вопросу. Он ответил, что эта система нормальная, и к ней уже все привыкли. «Поэтому со всех точек, со всех координат, которые мне как Президенту удается получить, я делаю вывод, что нам торопиться не нужно, надо посмотреть, где-то эту систему встряхнуть, если мы видим какие-то недостатки. Хотя я лично сторонник пятибалльной системы: проще, хорошо и удобно, все понятно. Но все-таки сейчас уже, по прошествии лет работы этой десятибалльной системы, я чувствую, что она прижилась», — заключил Президент.

Лукашенко не исключает определения базового профиля для каждого вуза

«Следует сократить количество специальностей, которые не являются профильными для того или иного вуза. Сегодня у нас практически каждый вуз выпускает сотни специалистов самого широкого профиля — юристов, экономистов, политологов. А потом они безуспешно ищут работу по специальности и винят в своей невостребованности государство. Видимо, пора вернуться к определению базового профиля для каждого вуза», — сказал Александр Лукашенко.

Также глава государства констатировал, что нужен анализ оптимального количества учреждений высшего образования с учетом демографических процессов и прогнозов прироста населения.

«Не надо закрывать глаза и на проблему естественного старения профессорско-преподавательского состава. Считаю, что каждый вуз должен самостоятельно решать вопрос обновления кадров, отбирая лучших студентов, готовя их к защите кандидатских и докторских диссертаций», — отметил Президент.

По его мнению, назрела потребность пересмотреть критерии к определению вузов вообще и ведущего вуза в частности.

«В университетах должны быть созданы необходимые условия для вывода на рынок научных разработок и обязательной их интеграции в образовательный процесс. Уверен, что комплексное решение этих вопросов будет способствовать формированию высокотехнологичного сегмента нашей экономики», — заявил Президент.

Александр Лукашенко подчеркнул, что настало время заняться высшими учебными заведениями. «Мы этим вопросом займемся немедленно. У нас неплохие учебные заведения, их достаточно», — сказал он. При этом проблемы должны решаться не наскоком. «Мы всегда должны помнить, что будем иметь дело с самой элитной частью нашего общества. Обидеть их — себе дороже. Поэтому аккуратно, принципиально надо решить эти вопросы. К 1 сентября 2019 года в основном они должны быть решены», — поручил глава государства.

Задания ЦТ должны полностью соответствовать школьной программе — Лукашенко

«Обращаю внимание Минобразования, что к вступительной кампании 2018 года задания централизованного тестирования по всем предметам должны быть скорректированы и полностью соответствовать школьной программе», — сказал Александр Лукашенко.

Глава государства констатировал, что в старших классах школы введено профильное обучение. Оно призвано решить проблему мотивированного выбора выпускниками будущей профессии. «Однако назрела необходимость рассмотреть вопрос об изменении подходов к итоговой аттестации и контролю текущей успеваемости школьников, что обеспечит объективность и независимость оценки знаний учащихся», — отметил Президент.

Лукашенко раскритиковал молодежные организации за излишнее увлечение показушными мероприятиями

«Сложилось впечатление, что в последнее время наши идеологические помощники — молодежные организации, общественные — увлеклись флешмобами, пиар-акциями и другими показушными мероприятиями. Это тоже, наверное, нужно, это современно. Но они, видимо, забыли, что их главная задача — это ежедневная кропотливая работа с молодежью», — отметил Александр Лукашенко.

Глава государства подчеркнул, что авторитет в этой среде необходимо завоевывать конкретным результатом реальных дел в каждом учреждении образования, для этого созданы все условия. «У нас подавляющее большинство школ имеют пионерские организации. Вовлечены в это практически все школьники. Но пионерские галстуки не носят. То же самое могу сказать, по старинке говоря, о комсомоле нашем, Белорусском республиканском союзе молодежи. Если мы с гордостью значок этот носили, то у нас этого пока нет. И мы говорим, что все хорошо», — добавил Президент.

Президент: корректировать правила приема в вузы и информировать об изменениях нужно заблаговременно

«Требует дальнейшего совершенствования система поступления в вузы. Она должна предоставить абитуриенту возможность продемонстрировать не только определенный набор знаний по предмету, но и способность логически рассуждать, делать выводы и творчески мыслить. Предупреждаю, что корректировка правил приема и информирование общественности об изменениях должны происходить заблаговременно», — сказал Александр Лукашенко.

Президент подчеркнул, что надо менять подходы к подготовке будущих преподавателей непосредственно в вузах. Основой должна стать практическая педагогика и психология.

Также глава государства обратил внимание на необходимость придания нового импульса системе повышения квалификации педагогических кадров. «Она должна быть более гибкой, способной оперативно реагировать на запросы с учетом новейших достижений науки и практики», — добавил он.

«Мы уже договаривались, что переподготовка — это не месяц, два, когда учитель топчется где-то в институте повышения квалификации. Чем мы с вами тогда там занимались, мы знаем: сколько уходило на повышение квалификации, а сколько на шопинги и болтание по областным центрам и столице. Мы договорились, что неделя, максимум десять дней учитель должен повышать свою квалификацию», — заявил Александр Лукашенко. При этом он подчеркнул, что переподготовку должны осуществлять учителя-новаторы, победители конкурсов, учителя-методисты, которые должны делиться лучшим, что наработано на данном этапе. «Не тратьте деньги на то, что не нужно, избавьтесь от этого, и вы получите средства на то, чтобы поддержать учительство», — поручил Президент.

 

Белта


Leave a Comment