“Люди теряют трудовые книжки – мы помогаем”. Чем занимаются в горецком архиве


 

Накануне Дня архивиста мы посетили горецкий районный архив — поговорили с заведующей Викторий Розенковой, главным бухгалтером и старшим научным сотрудником Мариной Печерской. Благодаря незаметной со стороны работе этого маленького коллектива, граждане могут подтвердить свои права на пенсии, компенсации и льготы.

 

Виктория Розенкова и Марина Печерская. Фото Михаила Левцова

 

Первым руководителем и основателем районного архива по личному составу (именно так он назывался до 2012 года) была на протяжении 12 лет Светлана Алексеенко. В хранилище имеется первый принятый на хранение документ из крестьянско-фермерского хозяйства с красивым названием «Ласточка». Всего на сегодняшний день в архивных коробах хранится 418 фондов.

 

Самый старший — книга по расчетно- платежным ведомостям Горецкого комбината общественного питания, она датирована 1961 годом. А последний и самый масштабный по документам — ПМК-1, куда входили 14 организаций.

 

На стеллажах хранилища аккуратно и последовательно расположены документы организаций, предприятий, КФХ, индивидуальных предпринимателей, которые прекратили свою деятельность, были ликвидированы. По разным причинам не все необходимое поступило в руки архивистов. И порою люди, которые не получают нужные сведения и не знают действительной причины, ошибочно винят этих специалистов в отсутствии необходимых бумаг.

Но в большинстве случаев заявители, а это и физические, и юридические лица, очень благодарны за документальное подтверждение нужных сведений. Так, во время нашей беседы позвонила делопроизводитель одной из могилевских организаций и сказала большое спасибо за оперативность в работе, что с такими специалистами приятно сотрудничать.

Как пояснила Марина Александровна, архив работает как по письменным заявлениям и запросам, так и по устным, по телефону. Не ехать же человеку, например, из Бреста за информацией.

 

“На безвозмездной основе выдаем справки, выписки, копии документов при оформлении льгот, на пенсию. Бывают ситуации, когда люди теряют трудовые книжки, и мы помогаем восстановить сведения, подтверждаем периоды работы. Всегда идем людям навстречу”.

 

Мы стараемся помочь каждому. Если нет сведений в одной расчетной книге, ищем в приказах, если и там не находим, тогда перенаправляем запрос в другие структуры. Большую помощь в этом оказывают управления экономики и по труду, занятости и соцзащите, — дополняет Виктория Викторовна. — Иногда ради одного-двух месяцев стажа приходится перелопатить массу документов. К нам обращаются не только жители Беларуси, но и граждане России, Казахстана, Украины. За этот год ответили на 63 запроса от юрлиц по вопросам социально-правового характера и на 58 — от граждан.

По словам заведующей, в архиве постоянно находятся только уставы организаций и предприятий, все остальные документы максимум 75 лет. И чтобы те же расчетно-платежные ведомости, приказы служили все это время, архивисты их не только бережно хранят в особых условиях, но и реставрируют по мере ветшания, делают свод данных, чтобы лишний раз не трепать книгу.

Виктория Розенкова работает в должности чуть больше года. Многое приходилось постигать самостоятельно. По ее словам, очень помогают в работе советы опытной коллеги Марины Печерской, которая в архивном деле с 2011 года.

Из качеств, которые необходимы специалисту архива, мои собеседницы называют максимальную внимательность, скрупулезность, усидчивость, компетентность. Свою работу считают интересной и даже увлекательной, разнообразной. Очень радует то, что могут помочь человеку в решении его вопроса. Когда не зря перелистали пожелтевшие страницы старых, с выцветшими чернилами, от руки заполненных бухгалтерских отчетных книг, и человек искренне говорит «спасибо» за труд.

 

Галина Кожевникова


Оставить комментарий