Тема недели: О работе экономики и проектах прогноза, бюджета и денежно-кредитной политики на 2018 год


Лукашенко: в экономике наметился рост, но оснований для самоуспокоенности нет

В белорусской экономике в 2017 году наметился некоторый рост, но оснований для самоуспокоенности нет, заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко на докладе правительства, Национального банка, облисполкомов и Минского горисполкома о работе экономики за истекший период 2017 года, оценке итогов года и проектах прогноза, бюджета и денежно-кредитной политики на 2018 год.

Глава государства подчеркнул, что 2018 год будет особым. Предстоит преодолеть отставание, допущенное в 2016 году, и выйти на траекторию пятилетней программы социально-экономического развития.

«В этом году наметился некоторый рост экономики, есть позитивные подвижки в ее ключевых отраслях. Внутренний валютный рынок устойчив. Сальдо внешней торговли положительное. Мы нарастили золотовалютные резервы, восстанавливаем объемы экспорта. Тем не менее оснований для самоуспокоенности быть не может. Экономика за 2015-2016 годы потеряла 6%. В этом году отыграли только 2%, что явно недостаточно», — отметил Александр Лукашенко.

По словам Президента, возникает закономерный вопрос: почему при росте ВВП нет запланированного увеличения доходов населения? «Я не настаиваю на том, чтобы это был заоблачный рост — приемлемый рост, и он определен. Даже за два года мы не восстановили уровень, который был в конце прошлой пятилетки. Да и с выполнением моего поручения по достижению средней заработной платы в тысячу рублей много вопросов и проблем. В связи с этим что мы предполагаем в этой части на 2018 год?» — поинтересовался глава государства.

Еще один важный вопрос — занятость населения. Здесь, обратил внимание Александр Лукашенко, также не все благополучно. «Правительство докладывает о 50 тыс. новых рабочих мест, но в то же время, как констатируют статистики, численность уволенных превысила количество принятых на работу на 43 тыс. человек — два средних района Беларуси. Число занятых в экономике должно расти. Без этого рассказывать о макростабильности смысла не имеет», — подчеркнул Президент.

На совещании обсуждаются важнейшие документы государственной экономической политики, которые определят развитие страны в будущем году. В частности, Советом Министров одобрены и внесены на рассмотрение проекты указов о задачах социально-экономического развития Беларуси на 2018 год и основных направлениях денежно-кредитной политики республики на 2018 год, законопроект о республиканском бюджете на 2018 год.

Как доложил премьер-министр Андрей Кобяков, прогноз социально-экономического развития страны на будущий год сформирован исходя из необходимости решения ключевой задачи по обеспечению макроэкономической и социальной стабильности при более активном влиянии внутреннего спроса на экономический рост.

Лукашенко: прогноз социально-экономического развития на 2018 год должен быть реалистичным, но напряженным

«Жду активного обсуждения актуальных вопросов и конкретных предложений по ключевым сферам жизни страны. Прогноз должен быть реалистичным, но исключительно напряженным», — сказал Александр Лукашенко, обращаясь к участникам мероприятия.

По информации Национального банка, в текущем году в Беларуси будет самый низкий уровень инфляции за всю историю независимости. «6% по итогам 2017 года — прекрасно. Однако в планах на 2018-й предусмотрено увеличить ее до 7%. Какие основания для этого? Мы говорим об инфляционных ожиданиях, но в то же время сами подстегиваем их», — сказал Александр Лукашенко.

Президента настораживает ситуация в сфере инвестиций. «По моей информации, на следующий год их запланировано аж 65% от уровня 2011 года. Этого крайне недостаточно для простого поддержания конкурентоспособности экономики. Если нет собственных капиталов, надо искать и привлекать инвесторов. Кстати, они тоже есть. И кредиты приемлемые есть. Но удивительно — проектов нет. Вот и все менеджерство», — отметил глава государства.

Александр Лукашенко подчеркнул, что бюджет должен служить целям социальной политики.

«Почему бюджет превращен в костыль для хромающих предприятий? И поток предложений от правительства по изготовлению этих костылей на уровень Президента не прекращается. Настораживает проблема долгов в реальном секторе. Доля проблемных активов высока. Как на это смотрят правительство, Национальный банк? Или это опять будет переложено на бюджет страны? Большинство принимаемых мер пока носят косметический характер. А нужны системные решения», — сказал Президент.

Лукашенко: власть должна проникнуться чувством, что каждый человек должен иметь возможность работать

«Я чувствую и вижу ситуацию: человек сегодня готов любую работу выполнять. Да, есть 10% на учете у Шуневича и других, с ними мы работаем по-своему, притом жестко работаем. Но тем, кто хочет работать, надо помочь устроиться и заплатить, — поставил задачу Президент. — Поэтому давайте начинать работать».

Кроме того, обратил внимание глава государства, люди должны не только иметь работу, но и хорошо зарабатывать. Он напомнил о своем поручении выйти к концу 2017 года на средний уровень зарплаты в стране в Br1 тыс. «Другого вы и выговаривать не должны. В противном случае это дорого обойдется правительству», — предупредил Александр Лукашенко.

Президент допустил, что в начале 2018 года будет больше выходных, соответственно, люди будут меньше работать и могут получить зарплату чуть ниже планируемого уровня. «А дальше, второй, третий, четвертый кварталы, мы должны уже превосходить Br1 тыс. хоть немножко», — сказал глава государства.

Повысить же средний уровень доходов в стране необходимо в первую очередь за счет увеличения размера зарплаты тем категориям граждан, у которых она была ниже среднего значения, отметил Александр Лукашенко. «Вот вам задача. И упаси вас господь эту задачу не выполнять, — заявил Президент. — У нас определено задание. Не будет выполнено — головой ответите».

«Начинайте реализовать то, что я вам говорю. Не можете, не хотите — уходите. Вы для того и есть, чтобы выполнить эти поручения. Тем более я не требую чего-то сверхъестественного. Я требую обеспечить мало-мальски людей. Это задача государственной власти», — подчеркнул он.

Как доложил премьер-министр Андрей Кобяков, за девять месяцев 2017 года в стране создано практически 50 тыс. рабочих мест, в том числе 48 тыс. — на вновь созданных предприятиях. «Правительство для себя в начале года определило более напряженную задачу — 70 тыс., в реализации которой есть отставание. По 9 месяцам отстаем на 2,5 тыс.», — сказал Андрей Кобяков.

Он констатировал, что вместе с тем количество фактически занятых в экономике за это же время снизилось на 54 тыс. человек. Но при этом, согласно статистике, на 25,5 тыс. уменьшалась и численность населения трудоспособного возраста, также на 28,5 тыс. уменьшилось число работающих пенсионеров. «То есть примерный баланс», — заметил руководитель правительства.

В свою очередь председатель Национального статистического комитета Инна Медведева подчеркнула, что ситуация в сфере занятости остается непростой. Это подтверждает и проведенная в Молодечно пробная перепись населения. Возможно, это объясняется особенностями района.

То, что вопрос трудоустройства волнует граждан республики, подтвердила и глава Администрации Президента Беларуси Наталья Кочанова.

«Мы видим, что сегодня это основной вопрос, который волнует жителей нашей страны. В разных регионах ситуация разная, но она действительно имеет место и самоуспокаиваться здесь нельзя», — убеждена она.

Касаясь выполнения поручений о повышении заработной платы, Андрей Кобяков отметил, что по итогам января-сентября реальная заработная плата в целом по экономике приросла к уровню прошлого года на 3,8%, что несколько выше, чем рост производительности труда. «Это не очень хорошо. Но не стоит делать трагедию — это вполне ожидаемо и объяснимо. Такое соотношение сложилось исключительно с учетом принятых решений по увеличению заработной платы в госуправлении и бюджетной сфере», — пояснил премьер-министр.

В реальном секторе рост производительности труда превышает рост заработной платы на 1%. Номинальная зарплата в сентябре по сравнению с январем увеличилась на Br110 до Br831, или на 15%. «В бюджетных организациях после принятых решений номинальная зарплата выросла на 13%. Есть отставание от графика по достижению к концу года средней зарплаты в Br1 тыс. По январю-сентябрю такое отставание составило Br25,4, или 3,1%», — проинформировал Андрей Кобяков.

Лукашенко поручил подготовить до 20 декабря окончательный вариант проекта бюджета на 2018 год

В целом Президент положительно оценил проект бюджета. «Все просчитано нормально. В основном все правильно сказано. Но заземлитесь. Соскочите с верхотуры на землю. Люди хотят нормально жить», — подчеркнул Александр Лукашенко. Он поручил изыскать средства, чтобы поддержать бюджетных работников и наиболее уязвимые слои населения.

В качестве основных параметров для расчета проекта бюджета на 2018 год принят консервативный сценарий внешних условий, при котором темп роста ВВП Беларуси — 101,2%, среднегодовые параметры: инфляция — 107,4%, ставка рефинансирования — 11% годовых, цена на нефть — $43 за баррель, курс доллара — Br2,038 и 62,3 российского рубля.

Объем доходов республиканского бюджета прогнозируется в сумме Br20,5 млрд, или 107,5-107,8% к оценке доходов 2017 года. Расходы запланированы в сумме Br19,8 млрд, что составляет около 107% к оценке 2017 года. Профицит республиканского бюджета сформирован в сумме Br718,3 млн (0,64% ВВП) и будет направлен на погашение части государственного долга.

Приоритетными задачами при формировании проекта бюджета на 2018 год являются своевременные и в полном объеме выплаты по внешним государственным обязательствам без наращивания долга, а также обеспечение в полном объеме всех расходов по социальным выплатам и заработной плате в бюджетном секторе и сфере государственного управления, сохранение не ниже 2017 года государственной поддержки экспорта товаров белорусского производства.

Особенностью проекта прогноза на 2018 год является восстановление внутреннего спроса — Кобяков

«Отличительной особенностью проекта прогноза является максимальное задействование имеющихся ресурсов и сбалансированное восстановление внутреннего спроса. Рост экономики в равной степени будет обеспечиваться как за счет внутреннего, так и внешнего спроса. Основное требование — его наращивание без нагрузки на платежный баланс соразмерно с вкладом внешних факторов в рост экономики», — сказал Андрей Кобяков.

По его словам, в основу проекта прогноза положены два сценария развития: «Первый — целевой, который в основном обеспечивает выход на траекторию роста экономики, предусмотренную пятилетней программой. Второй — консервативный, на базе которого рассчитан проект бюджета». Андрей Кобяков констатировал, что при целевом сценарии цена нефти прогнозируется на уровне $45,9 за баррель, курс российского рубля — 60,5 за доллар, темп роста российской экономики — 101,7%, стоимость калийных удобрений — $205 за т.

В соответствии с проектом прогноза, темп роста ВВП в 2018 году составит 103,4%, темп роста производительности труда — 102,8%, темп роста экспорта товаров и услуг — 106%. Сальдо внешней торговли товарами планируется на уровне «минус» $33,4 млн, прямые иностранные инвестиции на чистой основе — $1,45 млрд. «Реально располагаемые денежные доходы населения увеличатся на 3,2%. Будем удерживать индекс инфляции на уровне не выше 107%», — сказал Андрей Кобяков.

Основный вклад в рост ВВП обеспечит промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля, транспорт, информатизация и связь.

Проектом прогноза запланировано построить 3,5 млн кв.м жилья.

Евразийские структуры должны защищать производителей в соответствии с договором о ЕАЭС — Мясникович

Об этом заявил председатель Совета Республики Национального собрания Михаил Мясникович на докладе Президенту Беларуси Александру Лукашенко о работе экономики за истекший период 2017 года, оценке итогов года и проектов прогноза, бюджета и денежно-кредитной политики на 2018 год.

«Полагаю, с нашей стороны недостаточен спрос с интеграционных структур и хорошо мотивированных должностных лиц, там пребывающих. Мы передали вопросы тарифного и нетарифного регулирования, утвердили Таможенный кодекс ЕАЭС. Т.е. сегодня важные вопросы экономической независимости мы не можем решать самостоятельно. Чтобы компенсировать эту выпадающую суверенную функцию, создали ЕЭК, Постоянный комитет, другие органы. С бездеятельностью этих организаций, полагаю, мириться нельзя», — сказал Михаил Мясникович.

В пример он привел работу наднациональных органов в Европейском союзе.

«Евразийские структуры должны защищать белорусского производителя строго в соответствии с нормами ратифицированного договора о ЕАЭС», — отметил спикер.

«Мы, в Совете Республики, указываем на эти недостатки, а они говорят, что не хватает полномочий. Но насколько я знаю, ни разу никто из них не вышел с аргументированным предложением по дополнительному наделению такими функциями», — продолжил он.

Александр Лукашенко подчеркнул, что работа по защите интересов государств — членов ЕАЭС должна проводиться на уровне соответствующих наднациональных структур, а решение спорных вопросов не должно отдаваться на откуп главам государств. «Сначала надо заставить работать то, что есть. И добиться от них эффективности. Все должны быть постоянно в контакте со своими коллегами», — сказал Президент.

Облисполкомам планируют предоставить большую свободу в распоряжении местными бюджетами

Облисполкомам планируют предоставить большую свободу в распоряжении средствами местных бюджетов. Этот вопрос обсуждался на совещании у Президента.

«Пусть они сами распоряжаются своими средствами и несут ответственность. Мы определили принципы, по которым формируются местные бюджеты, они согласились», — сказал Александр Лукашенко.

Президент отметил, что местным органам власти виднее, каким предприятиям, в каком объеме и чем необходимо помогать в первую очередь. «Если чего-то не хватает, подход один: есть областной бюджет, есть губернатор и областной совет, вот пусть они его там формируют и делят. А Комитет госконтроля проверит реализацию», — добавил глава государства.

Инфографика

По материалам БЕЛТА.


Leave a Comment