Учитель труда Горской школы: про самодельную картофелесажалку, сломанный катер и современные гаджеты


 

Каким должен быть учитель, который вот уже на протяжении трех с половиной десятков лет помогает сельским ребятишкам овладеть навыками, позарез необходимыми в жизни каждому настоящему мужчине: вбить гвоздь, что-то отремонтировать или смастерить в домашнем хозяйстве? Ответ на поверхности: трудолюбивым. Сельская среда 60-70-х годов прошлого века воспитала Юрия Анатольевича Шекунова, учителя Горской средней школы, именно таким. В годы его детства мало кто из парнишек и девчонок не помогал родителям, не имел определенных обязанностей по дому, не работал во время каникул в местном колхозе… Все это было и у него.

 

 

Горы — малая родина Юрия Анатольевича. И местная школа дала азы знаний, отправила в большую жизнь. Поскольку рос в семье сельских учителей, как-то незаметно пришел к решению продолжать их дело. Поступил в Оршанское индустриально-педагогическое училище. Там готовили учителей труда и черчения. А потом в Мозырском пед­институте получил диплом преподавателя-мастера производственного обучения.

Во все времена важна практическая составляющая овладения профессией. По словам Юрия Анатольевича, в 80-е годы прошлого века ей тоже уделяли большое внимание. Четыре производственных практики, в том числе и на знаменитом «Гомсельмаше», помогли подружиться с фрезерным и токарным станками, приобрести навыки обработки древесины и металла.

 

То, что так необходимо мастерски делать учителю трудового обучения, чтобы учить подрастающее поколение.

 

 

 

В Горской школе, куда он прибыл на работу 35 лет назад, всегда с душой делал свое дело. Слушаешь его рассказ о ребятишках и их достижениях, как учитель всех помнит и тепло о них говорит, приходишь к мысли, что это еще и педагог-энтузиаст, творческий человек.

 

 

В 2004-2005 учебном году его, как он называет сам, очень «материалозависимый предмет», был включен в программу школьных предметных олимпиад, и Юрий Анатольевич со своими учениками серьезно включился в подготовку к таким состязаниям. А перво­открывателем был Максим Езапенко. Парнишка занял первое место в районе, второе — в области, на рес­публике имел похвальный отзыв. Юрия Анатольевича привлекали тогда к подготовке команды Могилевщины перед выступлением на республиканском этапе.

 

 

К олимпиадам по трудовому обучению необходимо не только владеть теоретическими знаниями, практическими навыками. Надо еще разработать проект. В первый раз учитель и ученик подготовили шаговый кернер, который позволял производить плоскостную и объемную разметку деталей. Им даже предлагали усовершенствовать его, развить задумку и, возможно, получить патент. Да в скоротечности жизни руки не дошли, не хватило времени.

 

Второй проект, реализованный с Максимом, тоже имел успех — по реставрации столярных ножовок. В конкурсе научно-исследовательских работ это было первое место в области.

 

 

 

А потом профессиональное мастерство учителя Ю. А. Шекунова подтвердили на олимпиадах разного уровня его воспитанники Дмит­рий Лапцуев и Артур Шевалдин. Под руководством Юрия Анатольевича первый разработал и изготовил сеялку ручную, второй — культиватор для междурядной обработки почвы. Понятно, что школьнику одному даже при активной поддержке и помощи наставника сложно было все это сделать, поэтому в творческий процесс вовлекались одноклассники и единомышленники.

Особенно показателен в этом отношении пример Артура, которому помогали друзья. И только став взрослыми, эти ребята в полной мере осознали, что значили для их взрослой жизни эти уроки мастерства. Кстати, нынешняя работа М. Езапенко связана с техникой. Строительный колледж окончил Д. Лапцуев. Дмитрий, как и Артур, занимал призовые места в районе и области. На заключительном этапе воспитанникам Шекунова как-то больше везло с поощрительными отзывами.

 

 

Надежды наставника «взять рес­публику» оправдал сын Никита, младший из трех сыновей Юрия Анатольевича и его супруги, тоже педагога, учителя белорусского языка и литературы Елены Владимировны. К слову сказать, в Горской школе работает еще один педагогический семейный дуэт Шекуновых — родной брат Юрия Анатольевича Валерий и его супруга Татьяна Викторовна.

А Никита был включен в олимпиадное движение уже в восьмом классе. С успехом преодолев тогда районный и областной этапы, на республиканский отец и сын Шекуновы вышли с ручной картофелесажалкой. Удивить удалось многих, но до призов не дотянули. Зато в следующем году Никита занял третье место на республике, показав отличные практические навыки и продемонстрировав проект — бетономешалку ручную, естественно, самодельную.

 

Потом был памятный патрульный катер… Никита занимался еще и в судомодельном кружке. Действующая модель катера вызвала у жюри на областном этапе олимпиады многочисленные вопросы: а не покупная ли она и просто собранная? Дошло до того, что изделие, выполненное по чертежам в Горах, просто раскурочили, пытаясь докопаться до истины.

 

В следующем году Шекуновы продемонстрировали велогазонокосилку, устроенную на базе велосипеда-раскладушки. Передачи, звездочки, спереди два редуктора, ножи… И снова первые места в районе и области. Приятным итогом такого творчества и, несомненно, огромного труда отца и сына стало то, что Никита Шекунов был поощрен премией специального Фонда Президента Республики Беларусь по поддержке одаренных учащихся и студентов и награжден соответствующим Дипломом.

 

 

Юрий Анатольевич продолжает, как и раньше, творчески работать с сельскими ребятишками и стремится рассмотреть в них головастых и рукастых. Чтобы справляться с заданиями олимпиад, надо хорошо, на крепкую «семерку», знать математику. Необходимо желание мальчишки. Огорчает, что их, вот таких горящих целью что-то соорудить собственными руками, меньше, чем в прежние годы. Потому что гаджеты свое дело делают. Уж слишком привлекательны они в сравнении с другими видами занятий.

 

 

Вот бы научить ребятишек обращению с электрофицированными инструментами. Это требование времени. А где их взять? Иной раз тот же гвоздь вбить некуда. Свои-то доски Шекунов уже давно все в школу перетянул. И в этих вопросах учителю часто приходится проявлять фантазию и творчество.

В районе воспитанники Ю. А. Шекунова неизменно «в призах» олимпиады. В прошлом учебном году горские ребята взяли второе и третье места. Причем, на втором оказался парнишка с «тройкой» по математике. А выручила его серьезная практика, знания и навыки, которыми обогатил мальчишку опытный педагог.

 

 

В мастерских Горской школы, расположенных в бывшем гараже, многое сделано руками Юрия Анатольевича: стенды, пособия… Станки не первой молодости, но работать можно. Хранятся для истории те знаменитые модели. Вот она, велогазонокосилка. А это агрегат с буквами и цифрами РКС 1-25-50: ручная картофелесажалка однорядная с указанием расстояний между растениями и в рядках. Когда своими глазами видишь такие изделия, понимаешь, что это плод творчества, прежде всего, талантливого наставника, что этот человек живет тем делом, которое выбрал в жизни, работает добросовестно и творчески, не жалея сил и времени.

Признанием заслуг простого «трудовика» Юрия Шекунова стали многочисленные Почетные грамоты. Есть что показать двум внучкам. Но, может быть, для педагога даже важнее некоторых поощрений уважение воспитанников, которых за такой продолжительный срок работы в школе пошло в самостоятельную жизнь, конечно же, много.

 

В 2006 году районная власть признала горского учителя «Человеком года», чем подчеркнула важность и ценность для нашего общества его профессии, а в данном конкретном случае еще и активность учеников Юрия Анатольевича Шекунова в олимпиадном движении и научно-исследовательской работе.

 

 

 

Тамара Иванович

Фото Сергея Владимирова


Leave a Comment