10 сентября — Всемирный день предотвращения самоубийств


 

«Даже если сейчас вам кажется,

что в вашей жизни ничего нет…

Пока вы живы, у вас есть жизнь,

а в ней есть все!»

По данным ВОЗ в мире ежегодно происходит около 1 млн. суицидов. Суицид является «убийцей № 2» молодых людей в возрасте от 15-24 лет. Сколько талантливых, умных, добрых, возможно гениальных людей, так и не раскрылись миру.

Суицид — самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни. Самоубийство — это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой.

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в ряде случаев подростки решались на самоубийство, чтобы обратить внимание родителей, педагогов, других значимых людей на свои проблемы, и протестовали таким образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Причиной суицида подростка чаще всего является длительная конфликтная ситуация в семье. Когда преобладает давящий стиль воспитания, требования безапелляционного выполнения указаний, что препятствует формированию у подростков самостоятельности в принятии решений. В форме наказания используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка.

Школьная причина суицидального поведения обычно связана с отношениями со сверстниками, учителями, администрацией. Именно в школе формируются такие важные социальные запросы подростка, как потребность в самоуважении (так как низкая оценка успеваемости связывается с недостаточным развитием способностей и интеллекта); потребность в положительной оценке значимых для него взрослых (следствием негативной оценки педагога обычно бывает отрицательная оценка родителей); потребность в общении (мнение учителя может определять мнение коллектива сверстников, низкие оценки не способствуют улучшению отношений ученика в классе). Нередко ощущение себя изгоем, отсутствие жизненной перспективы, стыд перед сверстниками приводит к сведению счетов с жизнью. Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями из-за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Не стоит задавать вопрос о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Можно попытаться выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен.

Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Кроме того, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. А также обсудить с ребенком работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов; записать свои рабочие номера телефонов, а также людей, которым родители сами доверяют.

В районе работает «телефон доверия»:

— райполиклиники 55-0-31 (с 8.00 – 17.00)

— РОВД 59-0-02 (круглосуточно)

 г. Могилева 8-0222-47-31-61 (круглосуточно).

Лидия ЧУКОВА, 

врач-психиатр УЗ «Горецкая ЦРБ».


Leave a Comment