Автографы Победы: Мария Бондаренко оставила свои «граффити» на стенах рейхстага


Людей тех нет уже в помине,
С тех пор прошел не день,
не год,
Но говорят, еще поныне
В немецком городе Берлине
Их слава грозная живет…
Леонид Игнатенко

В ночь на 9 мая 1945 года был подписан Акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Воодушевленные известием о Победе, тысячи солдат и офицеров многонациональной Красной Армии, взяв в руки мел, древесный уголь, краску, нанесли свои имена, мысли и чувства на холодные закопченные камни поверженного здания рейхстага в Берлине. Впоследствии эти надписи были названы в Советском Союзе «Автографами Победы», на Западе же они известны, как «русские граффити»

Никто из писавших тогда и не предполагал, что временные, по сути, начертания могут сохраниться на века. Однако, жизнь рассудила иначе.

Полуразрушенный рейхстаг стоял в нетронутом виде до 1957 года, затем началось восстановление здания, в ходе которого все надписи (как считалось до 1995-го года) были навсегда утрачены.

После объединения Восточной и Западной Германии в 1990-м году бундестаг — парламент объединенной Германии, решил разместиться в старом здании рейхстага, предварительно реконструировав его по европейским стандартам. Тендер на проведение этих работ выиграл всемирно известный британский архитектор Норман Фостер.

Когда в 1994–1999 годах были демонтированы гипсокартонные панели, установленные на стенах во время предыдущего ремонта здания в начале 60-х, удивленным взорам строителей предстали в первозданном виде 715 надписей. Это все, что осталось от многочисленных послевоенных 25 тысяч.

Норман Фостер проявил жесткую принципиальность — он настоял на том, чтобы эти надписи сохранили. Их реставрировали — очистили от пыли и грязи, обвели прозрачным клейким, проникающим в мрамор раствором и обдули сжатым воздухом. Затем стены снова покрыли прочным прозрачным защитным слоем.

После долгих дебатов в парламенте сохраненные надписи оставили навсегда — в назидание потомкам!

Уцелевшие «Автографы Победы» располагаются в рейхстаге на стенах первого этажа Северного и Южного флигелей, на стенах и в нишах коридоров уровня Пленарного зала Северного флигеля, на стенах уровня Пленарного зала Восточной стороны, на стенах восточной и юго-западной лестничных клеток Восточной стороны и, даже, на крыше.

В начале 2000-х годов внутренние помещения рейхстага с надписями открыли для обозрения туристам со всего мира. Там ежедневно проводятся экскурсии на основных европейских языках, включая русский.

В течение более 10 лет надпи­си изучала немецкая исследовательница Карин Феликс (она же русскоязычный гид и референт Службы поддержки посетителей в рейхстаге). Итогом ее скрупулезного исследования стал выпуск в 2019 году фотокаталога «Здесь был…», который является, фактически, справочником-указателем точного места расположения надписей в помещениях огромного здания действующего парламентского учреждения. Однако, ответа на вопрос о персональном авторстве надписей книга Карин Феликс не дает…

Единственный специалист, который смог «расшифровать», т. е. идентифицировать с помощью собственной, научно обоснованной методики, 212 из 715 (30%) авторов исторических надписей — известный украинский краевед, руководитель группы «Поиск» Никопольского завода ферросплавов Леонид Игнатенко. Ему также удалось найти более 30 семей их родственников или земляков.

Изучать эти надписи он начал, уже имея за плечами большой опыт научно-поисковой работы и военно-исторических исследований (благо, в материалах недостатка нет — туристы, посещающие рейхстаг, не скупятся выставлять в Интернете фото стен с надписями).

Итогом многолетних исследований стала его книга «Автографы на стенах рейхстага», которая вышла в этом году в Харькове. Тираж небольшой, но в Интернете есть доступный для чтения электронный вариант (для поиска необходимо набрать предложение с названием издания).

В книге среди прочих сведений автор приводит статистику по национальному составу идентифицированных им воинов, фамилии которых начертаны в индивидуальных автографах Победы и коллективных надписях: русские — 123, украинцы — 40, евреи — 19, белорусы — 7, армяне — 5, татары — 4, грузины — 3, крымчаки — 2, по одному азербайджанцы, башкиры, греки, карачаевцы, литовцы, молдаване, мордвины, поляки, таджики (итого: 212).

Для нас стало настоящим открытием, что среди белорусов, оставивших свои «граффити» на стенах рейхстага, наша землячка, майор медицинской службы Мария Алексеевна Бондаренко!

Ее фамилия начертана в коллективной надписи: «БОНДАРЕНКО, ХАЙКИН, ШВЕЦ, АНДРЕЕВ». Место надписи определено с помощью фото каталога Карин Феликс: Северный флигель, уровень Пленарного зала, южная сторона, ниша D, справа.

Удалось установить, что М. А. Бондаренко родилась в 1914 году в г. Горки, призвана в Красную Армию в 1941 году. Данные о месте призыва разнятся: в одних документах указано, что она призывалась Горецким райвоенкоматом, в других — Заблудовским РВК Белостокской области (сегодня территория Польши). Служила в должности старшего врача в составе 104-го батальона аэродромного обслуживания (56-й район аэродромного базирования, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт). Награждена орденом Красной Звезды (28.07.1945), медалями «За отвагу», «За оборону Москвы».

В наградных материалах к ордену Красной Звезды, представленных на сайте «Подвиг народа», говорится: «…Тов. БОНДАРЕНКО находится на фронте с первых дней Отечественной войны, приобрела большой опыт в организации работы санитарной службы по оказанию помощи, лечению и вводу в строй больных и раненых бойцов и офицеров.

Как хороший специалист и организатор, в 1943 г. была выдвинута на должность старшего врача батальона. За время работы в данной должности хорошо поставила работу подчиненного медицинского персонала по обслуживанию летного и технического состава авиаполков и личного состава батальона.

Санитарная часть под руководством тов. Бондаренко развертывала медпункты и зубные кабинеты на 63 точках, лазарет и аптеку на 43 точках. За весь период войны в санчасти прошли лечение 957 человек раненых и больных, из них введено в строй силами медперсонала 894 человека, за время Берлинской операции — 29 человек.

Чутко относится к жалобам больных, своевременно оказывает им помощь, чем заслужила деловой авторитет среди личного состава батальона.

За самоотверженный труд по вводу в строй раненых бойцов и офицеров достойна правительственной награды — ордена Красной Звезды».

Автограф Марии Бондаренко, как и сотни других надписей воинов Красной Армии, — это не просто «граффити», а маркер конкретной и неповторимой человеческой судьбы, вошедшей в историю. Начертанные в 1945 году на стенах рейхстага автографы победителей нацизма и сегодня продолжают служить делу мира.

P.S. К сожалению, пока не удалось выяснить дальнейшую судьбу Марии Алексеевны: где она проживала после войны, кем работала. Известно лишь, что в 1985 году, к 40-летию Победы, она была награждена орденом Отечественной войны 2-й степени, и награду получила. Остается надеяться, что среди читателей газеты окажутся ее родственники, знакомые, которые свяжутся с работниками редакции или районного музея.

Светлана МАКЕЕВА,
директор Горецкого районного историко-этнографического музея