Берлинские заметки корреспондента газеты «Горецкий Вестник»


Приветствую, читатель! Перед тобой первый материал из нового проекта газеты «Записки из блокнота» от скромного путешественника, который хочет поделиться впечатлениями от своих поездок с тобой. Открытие каждого нового города, пусть даже он находится по соседству – это всегда повод взглянуть на себя со стороны. Это новые знания, культура и традиции. В этот раз приглашаю подсмотреть за Берлином. Поехали!

Берлин4
театр «Голова-нога» на выступлении

Работая в Горках, я продолжаю играть в одном из экспериментальных минских театров. Называется он «Голова-нога» и работает на базе Института журналистики БГУ с 2010-го года. Не так давно нашей труппе посчастливилось оказаться в числе участников берлинского театрального фестиваля «100° BERLIN FESTIVAL». Помимо непосредственного театрального опыта, полученного там, были и мысли-наблюдения, которые вызвали хорошую зависть к немцам и их образу жизни. Пока автобус Берлин-Вильнюс в течение 17 часов двигался в сторону литовской столицы, чтобы высадить нас на маршрут до Минска, в блокноте появились следующие заметки.

Стоит отметить, что Берлин не очень похож на европейские центры с их узкими улочками и древней архитектурой. Поэтому, приехав сюда, у вас может возникнуть ощущение дежавю. Берлин, как и белорусские города, был сильно разрушен после войны и отстраивался заново. А факт существования в течение нескольких десятилетий социалистической половины ГДР, и вовсе делает этот город похожим, скорее, на постсовет-ские населенные пункты. Плюс ко всему, здесь очень много русскоговорящих.

Берлин5
театр «Голова-нога» перед выступлением

Работа транспорта
Функционирование общественного транспорта в немецкой столице продумано до мелочей. Его сеть очень плотно окутывает каждый закоулок города. Где бы ты ни жил, ближайшая остановка или станция метро, будет доступна в течение 10 минут ходьбы.

Вся система оплаты проезда полностью автоматизирована. В метро отсутствуют турникеты, так что особо «смекалистые» могут кататься там «зайцем». Но это до поры до времени. Контролеры берлинского метро никак не выдают себя. Они подойдут к вам незаметно, без каких-либо опознавательных знаков на одежде и просто протянут свое удостоверение: любишь кататься бесплатно – плати и штраф. Он у них за подобное нарушение составляет 40 евро. При том, что проездной на день на все виды транспорта можно купить за менее чем 7 евро.

Но больше всего в работе метро, помимо комфортных и позитивных вагонов желтого цвета, пришлось по душе то, что на выходных оно работает круглосуточно. Очень удобно для тех, кто в пятницу или субботу решил сходить в гости и засиделся допоздна, а может возвращается из ночного клуба.

Как альтернативу автобусам и метро в теплое время года можно использовать велосипеды, которые сдаются напрокат чуть ли не на каждом шагу. А уж в гостиницах и хостелах наверняка.

Берлин2
Берлинская стена

Культура питания
Я замечала за многими своими знакомыми, что они не любители поглощения пищи на глазах у незнакомых людей. Для кого-то этот акт даже считается постыдным. Причина – в отличии наших культур и традиций. Церемония завтраков-обедов-ужинов у нас остается делом семейным. Немцы же могут есть где угодно: сидеть на лужайке и поедать ланч, на ходу жевать бургер или сидеть с ним в метро и т.д.

Под такой ритм подстроена и сеть общественного питания. Здесь в избытке фастфуды, при этом нельзя сказать, что среди немцев много тучных людей. Они не только хорошо едят, но и хорошо работают, проводят время активно.

Обслуживание в ресторанах, кафе и даже в самых простеньких столовых обязательно будет на высоте. Под высокой планкой я подразумеваю: официанты в них не будут назойливыми (ну, только если в желании накормить вас сытнее), но при этом сделают все, чтобы вы покинули их заведение довольными; вы никогда не уйдете голодным из места, в котором решили перекусить. Порции у них просто огромные.

Инфраструктура повсюду
Традиционное для нас деление города, когда в центре сосредоточены основные места отдыха и развлечений,  есть и в Берлине. Центр там называется Mitte. Но это, скорее, условно. Каждый из районов Берлина настолько развит, что мог бы даже функционировать как отдельный город.

Чекпойнт Чарли
Чекпойнт Чарли

Сбор мусора
Немцы очень щепетильны в вопросе утилизации отходов. По сравнению с нашими цветными контейнерами в этом направлении они продвинулись далеко вперед. Оно и понятно. Общегосударственная политика по раздельному сбору мусора тут активно разворачивается уже с 1990 года. Беларуси, как самостоятельного государства, тогда еще даже не было.

Цветовая гамма баков для утилизации отходов у немцев куда богаче. В коричневые – собирают биомусор (еду и вещи из натуральных материалов), бумагу – в синие. В желтые мешки и контейнеры отправляются упаковки из пластика, металла и смешанных материалов. Для каждого цвета стекла предусмотрено свое место. Отдельные ящики предназначены и для сбора старой одежды и обуви. Для мусора, не попавшего ни под одну категорию, существуют специальные черные емкости. Но переработка такого мусора стоит очень дорого.

Даже елки после новогодних праздников здесь утилизируются отдельно и по определенным дням. И не стоит объяснять, почему у добропорядочных немцев в доме будет стоять несколько мусорных ведер. За неправильную сортировку им грозят штрафы.

Кому-то такая правильность может показаться занудством, но только не немцам с их педантичностью. Только здесь есть люди, которые делят коробку от кефира на три части: крышку, фольгу и картон, и только потом избавляются от нее. Это реальная забота об окружающей среде, так актуальная для современного мира.

Отношение к людям с инвалидностью
Когда я работала в минском журнале «Большой», как-то редактор дал нам задание: снять видеоролик о положении людей с инвалидностью в Минске. Главным условием было – использовать нестандартный подход к этой теме.

Отсняв непростые истории тех, кому приходится ежедневно преодолевать препятствия на инвалидном кресле или вслепую, мы начали думать над тем, как подать это необычно. В дополнение к имеющемуся материалу было решено пригласить поучаствовать в съемках какую-нибудь белорусскую звезду. На нашу авантюру согласился Георгий Колдун. Ему пришлось в течение часа преодолевать спуски и подъемы в центре города, добираясь до остановок, переходов и магазинов.

После таких испытаний он поделился, что даже ему, «здоровому мужику», пришлось сложно. Что уж говорить о людях, чьи физические возможности ограничены.

В Беларуси насчитывается более 500 тысяч людей с инвалидностью разной степени тяжести. Многие из них, по их же словам, проводят основную часть времени дома, просто потому, что передвигаться по улице непросто, а помощники есть далеко не у каждого. Хорошую инвалидную коляску могут себе позволить тоже не все нуждающиеся. Несмотря на то, что в соответствии с Государственной программой по созданию безбарьерной среды количество доступных объектов в 2015 году у нас должно составлять 70 процентов от общего количества, Беларусь пока не может похвастаться таким показателем.

Есть на кого ориентироваться: в Берлине вы не увидите высоких бордюров, подняться в транспорт человеку с инвалидностью поможет сам водитель. Им доступны и учреждения образования, и развлечения.

Здание рейхстага
здание Рейхстага

Восприятие современного искусства
А теперь пару слов о самом театральном фестивале. «100° BERLIN FESTIVAL» собирает самые разношерстные и необычные коллективы со всего мира. Из постсоветских стран мы, правда, были единственными представителями.

Самая главная позиция этого фестиваля: любое творчество имеет право быть услышанным и увиденным. Любой имеет право высказаться и получить оценку. И на каждое искусство, даже самое нестандартное, найдется свой зритель. Именно поэтому говорить о том, что «черный квадрат» – это бездарно и элементарно, неправильно. Гораздо продуктивнее попытаться понять, что хотел донести нам автор.

Безусловно, все эти дифирамбы в адрес Берлина – скорее, отзыв впечатленного туриста. У тех, кто живет там каждый день, хватает своих проблем. Но опытом в достигнутом мы можем с лихвой воспользоваться. Учиться и перенимать его никто не запрещает. Это позитивное направление. Негативное же – это кричать, что «где-то там хорошо, а у нас все плохо». Хорошо там, где нас нет.

ворота
бранденбургские ворота

Катя КАРПИЦКАЯ,
karpickayak@gmail.com

 


Leave a Comment