Приветствую, читатель! Перед тобой первый материал из нового проекта газеты «Записки из блокнота» от скромного путешественника, который хочет поделиться впечатлениями от своих поездок с тобой. Открытие каждого нового города, пусть даже он находится по соседству – это всегда повод взглянуть на себя со стороны. Это новые знания, культура и традиции. В этот раз приглашаю подсмотреть за Берлином. Поехали!
Работая в Горках, я продолжаю играть в одном из экспериментальных минских театров. Называется он «Голова-нога» и работает на базе Института журналистики БГУ с 2010-го года. Не так давно нашей труппе посчастливилось оказаться в числе участников берлинского театрального фестиваля «100° BERLIN FESTIVAL». Помимо непосредственного театрального опыта, полученного там, были и мысли-наблюдения, которые вызвали хорошую зависть к немцам и их образу жизни. Пока автобус Берлин-Вильнюс в течение 17 часов двигался в сторону литовской столицы, чтобы высадить нас на маршрут до Минска, в блокноте появились следующие заметки.
Стоит отметить, что Берлин не очень похож на европейские центры с их узкими улочками и древней архитектурой. Поэтому, приехав сюда, у вас может возникнуть ощущение дежавю. Берлин, как и белорусские города, был сильно разрушен после войны и отстраивался заново. А факт существования в течение нескольких десятилетий социалистической половины ГДР, и вовсе делает этот город похожим, скорее, на постсовет-ские населенные пункты. Плюс ко всему, здесь очень много русскоговорящих.
Работа транспорта
Функционирование общественного транспорта в немецкой столице продумано до мелочей. Его сеть очень плотно окутывает каждый закоулок города. Где бы ты ни жил, ближайшая остановка или станция метро, будет доступна в течение 10 минут ходьбы.
Вся система оплаты проезда полностью автоматизирована. В метро отсутствуют турникеты, так что особо «смекалистые» могут кататься там «зайцем». Но это до поры до времени. Контролеры берлинского метро никак не выдают себя. Они подойдут к вам незаметно, без каких-либо опознавательных знаков на одежде и просто протянут свое удостоверение: любишь кататься бесплатно – плати и штраф. Он у них за подобное нарушение составляет 40 евро. При том, что проездной на день на все виды транспорта можно купить за менее чем 7 евро.
Но больше всего в работе метро, помимо комфортных и позитивных вагонов желтого цвета, пришлось по душе то, что на выходных оно работает круглосуточно. Очень удобно для тех, кто в пятницу или субботу решил сходить в гости и засиделся допоздна, а может возвращается из ночного клуба.
Как альтернативу автобусам и метро в теплое время года можно использовать велосипеды, которые сдаются напрокат чуть ли не на каждом шагу. А уж в гостиницах и хостелах наверняка.
Культура питания
Я замечала за многими своими знакомыми, что они не любители поглощения пищи на глазах у незнакомых людей. Для кого-то этот акт даже считается постыдным. Причина – в отличии наших культур и традиций. Церемония завтраков-обедов-ужинов у нас остается делом семейным. Немцы же могут есть где угодно: сидеть на лужайке и поедать ланч, на ходу жевать бургер или сидеть с ним в метро и т.д.
Под такой ритм подстроена и сеть общественного питания. Здесь в избытке фастфуды, при этом нельзя сказать, что среди немцев много тучных людей. Они не только хорошо едят, но и хорошо работают, проводят время активно.
Обслуживание в ресторанах, кафе и даже в самых простеньких столовых обязательно будет на высоте. Под высокой планкой я подразумеваю: официанты в них не будут назойливыми (ну, только если в желании накормить вас сытнее), но при этом сделают все, чтобы вы покинули их заведение довольными; вы никогда не уйдете голодным из места, в котором решили перекусить. Порции у них просто огромные.
Инфраструктура повсюду
Традиционное для нас деление города, когда в центре сосредоточены основные места отдыха и развлечений, есть и в Берлине. Центр там называется Mitte. Но это, скорее, условно. Каждый из районов Берлина настолько развит, что мог бы даже функционировать как отдельный город.
Сбор мусора
Немцы очень щепетильны в вопросе утилизации отходов. По сравнению с нашими цветными контейнерами в этом направлении они продвинулись далеко вперед. Оно и понятно. Общегосударственная политика по раздельному сбору мусора тут активно разворачивается уже с 1990 года. Беларуси, как самостоятельного государства, тогда еще даже не было.
Цветовая гамма баков для утилизации отходов у немцев куда богаче. В коричневые – собирают биомусор (еду и вещи из натуральных материалов), бумагу – в синие. В желтые мешки и контейнеры отправляются упаковки из пластика, металла и смешанных материалов. Для каждого цвета стекла предусмотрено свое место. Отдельные ящики предназначены и для сбора старой одежды и обуви. Для мусора, не попавшего ни под одну категорию, существуют специальные черные емкости. Но переработка такого мусора стоит очень дорого.
Даже елки после новогодних праздников здесь утилизируются отдельно и по определенным дням. И не стоит объяснять, почему у добропорядочных немцев в доме будет стоять несколько мусорных ведер. За неправильную сортировку им грозят штрафы.
Кому-то такая правильность может показаться занудством, но только не немцам с их педантичностью. Только здесь есть люди, которые делят коробку от кефира на три части: крышку, фольгу и картон, и только потом избавляются от нее. Это реальная забота об окружающей среде, так актуальная для современного мира.
Отношение к людям с инвалидностью
Когда я работала в минском журнале «Большой», как-то редактор дал нам задание: снять видеоролик о положении людей с инвалидностью в Минске. Главным условием было – использовать нестандартный подход к этой теме.
Отсняв непростые истории тех, кому приходится ежедневно преодолевать препятствия на инвалидном кресле или вслепую, мы начали думать над тем, как подать это необычно. В дополнение к имеющемуся материалу было решено пригласить поучаствовать в съемках какую-нибудь белорусскую звезду. На нашу авантюру согласился Георгий Колдун. Ему пришлось в течение часа преодолевать спуски и подъемы в центре города, добираясь до остановок, переходов и магазинов.
После таких испытаний он поделился, что даже ему, «здоровому мужику», пришлось сложно. Что уж говорить о людях, чьи физические возможности ограничены.
В Беларуси насчитывается более 500 тысяч людей с инвалидностью разной степени тяжести. Многие из них, по их же словам, проводят основную часть времени дома, просто потому, что передвигаться по улице непросто, а помощники есть далеко не у каждого. Хорошую инвалидную коляску могут себе позволить тоже не все нуждающиеся. Несмотря на то, что в соответствии с Государственной программой по созданию безбарьерной среды количество доступных объектов в 2015 году у нас должно составлять 70 процентов от общего количества, Беларусь пока не может похвастаться таким показателем.
Есть на кого ориентироваться: в Берлине вы не увидите высоких бордюров, подняться в транспорт человеку с инвалидностью поможет сам водитель. Им доступны и учреждения образования, и развлечения.
Восприятие современного искусства
А теперь пару слов о самом театральном фестивале. «100° BERLIN FESTIVAL» собирает самые разношерстные и необычные коллективы со всего мира. Из постсоветских стран мы, правда, были единственными представителями.
Самая главная позиция этого фестиваля: любое творчество имеет право быть услышанным и увиденным. Любой имеет право высказаться и получить оценку. И на каждое искусство, даже самое нестандартное, найдется свой зритель. Именно поэтому говорить о том, что «черный квадрат» – это бездарно и элементарно, неправильно. Гораздо продуктивнее попытаться понять, что хотел донести нам автор.
Безусловно, все эти дифирамбы в адрес Берлина – скорее, отзыв впечатленного туриста. У тех, кто живет там каждый день, хватает своих проблем. Но опытом в достигнутом мы можем с лихвой воспользоваться. Учиться и перенимать его никто не запрещает. Это позитивное направление. Негативное же – это кричать, что «где-то там хорошо, а у нас все плохо». Хорошо там, где нас нет.
Катя КАРПИЦКАЯ,
karpickayak@gmail.com