Более 50 икон написала прихожанка храма в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» Маргарита Краснослободцева


Более 50 икон написала прихожанка храма в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» преподаватель изобразительного искусства ГУО «Гимназия № 1 г. Горки» Маргарита Краснослободцева. Как она открыла мир иконописи, каковы особенности создания ликов, чей образ она мечтает написать и где можно увидеть ее работы – об этом наш разговор с художницей.

img_3895

Краски и кисточку Маргарита взяла в руки в 2 года. И эти детские рисунки очень долго хранились в семье. В 4 классе мама отвела дочь на уроки рисования к преподавателям Юрию и Наталье Еленским, которые отметили художественный дар Маргариты, унаследованный от бабушки и отца. Любовь к искусству ей привили Сергей и Наталья Квачи, создавшие в Горках детскую школу художественных ремесел, где Маргарита окончательно определилась с выбором профессии. Выпускница СШ № 4 поступила на художественно-графический факультет Витебского педагогического университета.

Первая проба пера в освоении иконописи состоялась, когда ей было всего 16 лет. Она написала маслом лик Божьей Матери. Ее бабушка была звонарем в Спасовознесенском храме и приучила внучку посещать церковные службы. После окончания 4 курса Маргарита как-то вместе с ней поднялась на колокольню и обнаружила там старую икону Николая Чудотворца, которую ей захотелось отреставрировать. Получив разрешение от священника, она целое лето работала над ее восстановлением. Поэтому, когда на 5 курсе преподаватель Николай Ипатов предложил студентке написать уже дипломную работу по иконописи, она обрадовалась. Полгода тренировалась, делала пробные эскизы на бумаге, отрабатывая элементы изображения ликов, рук, драпировки. Ее дипломная работа размером 50х70 с изображением Рождества Христова осталась в Витебске в храме. Она работала над ней очень долго: с февраля по апрель. Сначала Маргарита писала иконы для своих родных и близких, оттачивая до совершенства технику. Первые ее работы хранятся на домашнем алтаре.
Дипломная работа
посвящена иконописи

Когда строился храм в честь иконы Божией матери «Спорительница хлебов», священник предложил Маргарите написать образа для иконостаса. Она энергично взялась за дело, ведь этот храм занимает особое место в ее жизни. В его стенах она встретила свою вторую половинку Вячеслава. Здесь прошли таинства их венчания, а затем и крещения доченьки Маши. Сегодня академический храм украшают 23 иконы, в том числе Николая Чудотворца, Сергия Радонежского. Их созданию она посвятила 9 месяцев. Ее иконы находятся не только в храмах Горок и Горецкого района (например, Спасовознесенском, Святителя Николая в Горах, в Ленино), Шклове, Витебске, Москве и др., но и 4 в Италии (лики Владимирской Божьей Матери и Спаса Нерукотворного ксендз приобрел для костела).

Радость совершения  службы Богу

Создание икон – процесс трудоемкий, требующий молитвы, внутренней настройки, духовно-
сти, ограничений, но наша героиня занимается любимым делом с радостью. «Икона – это окно в другой мир, в Божий, – поясняет Маргарита. – Всеми своими достижениями я обязана Всевышнему. Это очень большой труд, прежде всего, диалог между иконописцем и Богом, являющийся одной из форм духовной работы. Поэтому лучше всего писать иконы в пост, больше читать в это время православной литературы. По словам одного из святогорских старцев, «когда при написании иконы ты думаешь, как лучше ее изобразить, то это все равно, что совершаешь службу Богу. Главное вложить душу, чтобы для человека икона раскрылась. Для меня это радость, когда ты можешь отдать Господу и людям частичку прекрасного. В основном пишу по каноническому византий-скому образцу, канону, который желательно, как закон, не нарушать, но по просьбам заказчиков вношу изменения».

Все лики святых Маргарите писать в радость, но особенно любимы Спаситель, Божья Матерь «Спорительница хлебов», Архангелы Гавриил и Михаил на вратах, Амвросий Оптинский.

На одну икону у нее уходит в среднем от 1 до 4 недель. Лики пишет на специальных досках, которые приобретаются в Орше. На них клеится марля, на которую наносится основа – сваренный и перемешанный желатин и мел. Использует для икон специальные краски. Они продаются в виде порошка-пигмента только в художественных магазинах в России. Их перемешивает с куриными желтками, разбавляет уксусом и водой и растирает по стеклу.

Маргарита человек очень самокритичный. Предпочитает себя не называть иконописцем и постоянно стремится к совершенствованию, чтобы каждый новый лик был лучше предыдущего. У нее сложился свой стиль, который замечают окружающие. Мечтает написать горецкого священника в годы революции Федора Пожарицкого, которого, возможно, канонизируют. На вопрос о продолжателях отвечает, что учеников пока нет, но надеется, что дочь Машенька, увлекающаяся рисованием, продолжит ее дело.

Елена АГЕЙЧИК.

Фото Михаила ЛЕВЦОВА.


Leave a Comment