Что нового в Кодексе об образовании?


Депутаты Палаты представителей поддержали изменения в Кодекс об образовании. Новации затронут вузы, колледжи, детские сады, в законе официально закрепят «дистанционку». Рассказать о проекте Закона «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании» и работе над нововведениями мы попросили депутата Палаты представителей Национального собрания, заместителя председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Елену КОЛЕСНЕВУ.

— Надо отметить, что в новой редакции Кодекса об образовании сохранена действующая структура. Общая и особенная части проекта включают 297 статей. Нововведений много, поэтому я остановлюсь только на ключевых моментах.

В общей части вводится ряд новых терминов и определений, таких как «бакалавр», «магистр», «грант на обучение», «конфликт интересов педагогического работника», «коррекционные занятия», «сетевая форма взаи­модействия» и др. Появится возможность реализации обучающих программ посредством сетевого взаимодействия между учреждениями образования. Актуальным является и выделение в самостоятельную дистанционной формы. Расширяется сфера применения целевой подготовки специалистов и служащих (рабочих). Также вводятся нормы, направленные на внедрение инклюзивных подходов в образовании.

Общее среднее станет обязательным

Кодексом в новой редакции предлагается установить обязательным в республике получение общего среднего образования. Сейчас у нас обязательным является общее базовое образование.

Планируется утвердить требования к полному наименованию учреждения образования. Оно должно содержать слова «учреждение образования» и указание на его тип или вид. При этом вводится запрет на использование в наименованиях юридических лиц, не являющихся учреждениями образования, слов «детский сад», «школа» (кроме организаций физической культуры и спорта), «гимназия», «лицей», «училище», «колледж», «университет», «институт».

К новым типам будут отнесены учреждения дополнительного образования одаренных детей и молодежи. Известно, что с 1 января 2021 года начал функционировать Национальный детский технопарк, основная цель работы которого — совершенствование системы выявления и поддержки одаренных учащихся. Это и обос­новало необходимость данного нововведения.

Еще одна новация — статья «Трудоустройство в счет брони», которая предоставляет бронирование мест для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц с особенностями психофизического развития при невозможности предоставить место при распределении.

Исключат некоторые виды детсадов

В особенной части проекта Кодекса по каждому уровню образования также вводятся новшества. Так, в дошкольном образовании предусматривается оптимизация видов учреждений дошкольного образования. Сохраняются такие как детский сад, санаторный детский сад, дошкольный центр развития ребенка, исключаются ясли, ясли-сад, санаторный ясли-сад. Хочу обратить внимание, что это оптимизация видов учреждений, но не их количества. Принято решение потому, что название «детский сад» является всем понятным. Остальные учреждения должны будут привести в соответствие свои учредительные документы в течение двух лет после вступ­ления Закона в силу.

Появится возможность организации в учреждениях дошкольного образования кружков и иных форм работы (в настоящее время такую программу они не реа­лизуют).

Прием в первый класс

В проекте Кодекса закрепляется норма приема лиц для получения начального образования в возрасте шести лет. В то же время по желанию родителей прием в первый класс может осуществляться в более позднем возрасте. Учредитель учреждения общего среднего образования наделяется правом по заявлению законного представителя несовершеннолетнего разрешить прием в первый класс в более раннем возрасте. Сейчас такое разрешение выдает Минобразования.

В школе предусматривается изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне, в том числе в рамках организации профильного обучения.

Коснется оптимизация и видов учреждений общего среднего образования за счет исключения таких как «гимназия-интернат», «вечерняя школа», «межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся», «межшкольный центр допризывной подготовки», «учебно-педагогический комплекс» с сохранением видов: «гимназия-колледж искусств», «училище олимпийского резерва». В то же время начальным, базовым и средним школам будет предоставлена возможность реализовывать программу дошкольного образования.

Планируется оставить только профессиональные колледжи, которые будут выполнять программы профессионально-технического, среднего специального и общего среднего образования.

Изменится и структура высшего образования. Так, на данном уровне предусматриваются: бакалавриат (общее высшее образование 4-4,5 года), магистратура (углубленное высшее образование 1-2 года), непрерывная образовательная программа высшего образования (специальное высшее образование 5-6 лет с дипломом магистра для отдельных технических специальностей и высшее образование по специальностям «Здравоохранение»).

Послевузовское образование переименовывается в уровень научно-ориентированного — аспирантура (адъюнктура) и докторантура.

Постоянная комиссия по образованию, культуре и науке приступила к подготовке данного законопроекта к рассмотрению во втором чтении. В планах Палаты представителей и проведение парламентских слушаний по проекту Кодекса.

Во время работы в округе депутаты нашей комиссии встречаются с педагогическими коллективами, обсуждают нормы Кодекса, анализируют предложения. Поступают предложения и от депутатов из других комиссий парламента.

Мною проведен ряд встреч с профессорско-педагогическим составом академии, руководителями учреждений образования города Горки, педагогическими коллективами районов нашего округа. Работа над новой редакцией Кодекса продолжается.

Подготовила Ольга КИММЕЛЬ


Leave a Comment