Что произошло с академическим трактором «Универсал»? Где он теперь?


Пожалуй, самым популярным объектом для проведения фотосессии в академгородке был старенький трактор «Универсал», который располагался возле учебного корпуса № 8 факультета механизации сельского хозяйства. Этот раритет 1954 года выпуска долгие годы притягивал внимание прохожих своим необычным видом: полностью металлическим исполнением, вплоть до колес, прочими элементами ушедшей эпохи машиностроения. Теперь же постамент, на котором некогда располагался сей экземпляр, пустует. «Старичок» не только переехал на новое место, но его восстановили до работоспособного состояния.

Что же произошло с детищем некогда мощного Владимирского тракторного завода, корреспондентам рассказал декан факультета механизации сельского хозяйства Владимир Гусаров, который и был инициатором подарить вторую жизнь «Универсалу» и смены его прописки.

Идею восстанавить технику подкинул давнишний друг, в прошлом также преподаватель БГСХА Сергей Кокиц. Посещая г. Глубокое летом 2019 года, он увидел хранящиеся на специально отведенной территории старые тракторы и решил поделиться своими соображениями по этому поводу с бывшим коллегой. «Нам надо сделать также в академии!» — воодушевленно предложил Сергей Петрович. Эта мысль зародилась настолько спонтанно, что тот даже не обратил внимание на время звонка в 6 утра.

Идея понравилась, и Владимир Гусаров решил озвучить ее ректору. Тот замысел поддержал.

Первым под прицел попал хранящийся в боксе корпуса № 14 Т-40, который не заводился уже 18 лет. Весной его вытянули, попробовали завести. И какое же было удивление, когда мотор подхватил чуть ли не с пол-оборота. Надежность советской техники впечатлила.

Из числа студентов быстро собралась группа энтузиастов, желающих участвовать в восстановлении трактора. Во время практики на полигоне его отчистили, где надо прошлись шпатлевкой, потом покрасили. Довели до такого состояния, как будто только с завода.

Такое успешное начало подтолкнуло начать новый проект.

В начале учебного года, 7 сентября, к восьмому корпусу подогнали погрузчик, чтобы с «Универсала» снять двигатель и посмотреть, в каком он состоянии. Сиротливо стоящий остов привлек внимание Владимира Гусарова и тотчас была дана команда: «Снимай и трактор!»

Шансы, что эта авантюрная затея будет завершена успешно, да еще к юбилею академии, на тот момент представлялись нулевыми. Но это не остановило энтузиастов. Двигатель отправили во второй корпус, а сам трактор — в восьмой.

Разобрав мотор, поняли, что своими силами восстановить его нельзя. Здесь на помощь пришел выпускник факультета, директор могилевского ООО «ПРОМОТОР» Василий Котов, который, изучив присланные фото, пообещал оживить сердце трактора.

Из-за большого веса 7,2-литровый двигатель не мог транспортироваться в легковом автомобиле. Пришлось разбирать на части. Так как за годы простоя все заржавело и превратилось практически в монолит, только на откручивание гаек и разукомплектовывание понадобилось около недели. Несколько рейсов в Могилев — и мотор оказался в руках спецов.

А в Горках предстояли недели тяжелейшего труда. Самым сложным оказалось снять старую краску, слой которой в некоторых местах был в полсантиметра. Из наиболее действенных способов сделать это оказался съем покрытия с помощью «болгарки» со щеткой. Всего понадобилось 15 штук.

Далее предстояла покраска. Начали в 11 дня, а закончили в 4 утра. Результат порадовал. Трактор был практически готов.

А вот восстановление двигателя затянулось. В команде уже начали появляться мысли, что ничего не получится. Некоторые студенты пали духом.

29 сентября раздался долгожданный звонок из Могилева с просьбой приехать помочь собрать двигатель. На это ушел еще день. В процессе участвовал и сам директор. Уже поздно вечером, когда все было готово, попробовали завести. Но тщетно. Сердце трактора упорно не хотело оживать.

Помогла случайность. Во время очередной попытки Василий Котов опустил руку на карбюратор, благодаря чему двигатель завелся. Разобрались в чем дело, и к часу ночи он был полностью в работоспособном состоянии. В четыре утра уже были в Горках.

Осталось дело за малым — подготовить мотор и поставить его на место. Во время утренней планерки выяснилось, что все уже сделано. Ребята поднялись ни свет ни заря, и к 8.20 двигатель стоял на тракторе. Остались косметические работы, которые завершили к вечеру.

До празднования юбилея оставалась одна ночь, а «Универсал», хоть и заводился, ехать сам не мог. Не работало сцепление.

Тогда студенты уговорили декана дать им три часа на починку. Ребята справились, и уже к часу ночи машина ехала своим ходом.

Сейчас «ветеран» занял свое почетное место в холле корпуса № 8 факультета механизации сельского хозяйства. С индивидуальной подсветкой он там смотрится потрясающе, как настоящий экспонат музея. Причем действующий.

Отдельные слова благодарности за возможность реализации этой затеи Владимир Гусаров выражает спонсорам, без которых ничего бы не получилось: Сергею Кокицу, который вложил в реставрацию трактора около 3500 рублей, и Василию Котову, с помощью которого удалось сэкономить на восстановлении двигателя еще 8000 рублей. Ну, и, разумеется, всем участникам проекта — преподавателям и студентам.

Именно введение такой практической составляющей в процесс обучения позволило пробудить тягу к знаниям у некоторых студентов. Владимир Владимирович с улыбкой вспоминает, как хотел отчислить с первого курса за неуспеваемость двоих ребят, которые позже вошли в его команду единомышленников. Студенты настолько увлеклись процессом восстановления тракторов, что теперь инициатива узнать, как устроена и работает та или иная машина, исходит от них, а не преподавателю приходится уговаривать учиться. А вместо документов об отчислении родители в итоге получили письма благодарности от имени академии.

О том, что сидеть на парах и часами писать конспекты скучно, будущий декан понял еще в свои студенческие годы. Поэтому активно содействует обретению ребятами как можно большего объема практических навыков. Владимир Гусаров уверен, что хороший руководитель тот, кто сможет выполнить работу своего подчиненного. Пусть не так быстро, но качественно.

А свято место, как говорят, пусто не бывает. Постамент возле восьмого корпуса займет легенда белорусского тракторостроения МТЗ-80. Сейчас он находится в боксе этого корпуса и ждет своего часа, когда за него основательно возьмутся руки будущих инженеров. И впоследствии будет также, как и его предок, встречать нескончаемые потоки первокурсников и провожать в самостоятельную жизнь выпускников.

Дмитрий МАХОМЕТ
Фото Михаила ЛЕВЦОВА


Leave a Comment