Что такое пост и каким он должен быть, рассказал благочинный церквей Горецкого округа, протоиерей Андрей Выговский


— Отец Андрей, как следует проводить время поста?

—Поведение — это внешнее выражение внутреннего состояния человека (с поправкой на общественные нормы, правила, стереотипы и т. д.), а правильное состояние души это и есть цель поста. Воздержание же в пище — это, кстати, только один из пунктов в вопросе о воздержании и является средством. Поэтому, конечно же, важно не просто «не игнорировать» внимательное отношение к своему поведению, но поставить это во главу угла. Причем позаботиться о том, чтобы благообразное поведение было искренним, а не только лишь красивой оберткой.

— Какие основные ошибки верующих?

— Они в том и заключаются, что часто расставляют неправильные акценты. Сосредотачиваются на гастрономическом воздержании, часто очень строгом, но вместо того, чтобы светить миру, превращают в карикатуру и пост, и само свое христианское имя.

Причем даже к пище начинают нездорово относиться. Одни налагают на себя непосильные ноши и изнуряют организм. Другие, оправдываясь известным тезисом «все можно есть, главное людей не есть», пренебрегают воздержанием, что тоже неправильно. Нужно помнить, что пост — это воздержание.

— Чем он отличается от диеты?

— Пост и диета имеют разные цели. Диета ориентируется на физиологию. Пост же — на духовность. Перепутать легко, потому что и то, и другое — труд, а различие в мотивации. Часто отличаются и правила. Причем они бывают даже взаимоисключающими. Возьмем для чистоты примера идентичные случаи. Допустим, один лишает себя халвы (продукт, к слову, постный), потому что хочет воздержаться от удовольствия, а другой из-за того, что у него диабет и язва. Вот правильная мотивация и не позволит превратить пост в диету.

— А каким пост должен быть для детей?

— У детей тоже есть страсти и грехи. Пост для них должен быть в борьбе с ними, вернее, если следовать нашей аналогии с болезнью, в лечении ее. Нельзя требовать от детей уставного исполнения «гастрономического» поста, но учить воздержанности, терпению нужно.

Это индивидуально, каждый родитель видит, как организовать пост ребенка. Но нужно учитывать, что это растущий организм и личность. Как и во всех воспитательных процессах, нельзя недодать и опасно переусердствовать. А общих шаблонов нет.

— Каким должно быть поведение православного человека?

—Человек двусоставен (душа и тело). Это его природа. Пока живет тело, оно имеет потребности. Они часть его природы и сами по себе нейтральны. Когда человек начинает тяготеть к требованиям своего тела, здесь начинается плотскость как антипод духовности. В этом процессе человек способен зайти очень далеко. Для удовлетворения потребностей человек должен трудиться. А в плотоугодии он начинает работать на те свои потребности, которые уже стали желаниями. Дальше этот ком нарастает, и порождаются и укрепляются страсти, которые начинают требовать от человека все больше работать над удовлетворением и незаметно порабощают. Человек становится рабом своих желаний. Основные страсти — чревообъядение (чревоугодие), любодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость.

Каждая из них — это извращение телесной потребности, постепенно опутавшее душевную составляющую человеческой природы. И каждая страсть может укореняться и разрастаться в человеке бесконечно, подменяя собой потребность, загоняя его в рабство и умерщ­вляя душу.

Это болезнь души как рак или коронавирус для тела. И если суть этой болезни в следовании желаниям, то лечение, соответственно, в отказе им. То есть мы как бы говорим себе: «Нет, я не буду следовать требованиям плоти, она будет подчинена моей воле».

Возвращаясь в гастрономическую плоскость, вот я дал телу питание, необходимое для здоровой жизни, а остальное — каприз. Пусть моя плоть свои капризы спрячет поглубже, я господин. А дальше по списку… Ненужное влечение, гнев, гордость (есть опасность, кстати, что она возникнет в результате поста), желание богатства, комфорта, славы, власти, печаль, когда этого нет, уныние, отчаяние (три последние, тоже от гордости, которая называется матерью всех грехов) и т. д. Справляться с этим человек должен учиться в посту.

— В какие дни поста обязательно посетить храм?

— В праздники и дни памяти наиболее чтимых святых:  введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), св. благоверного Александра Невского (6 декабря), великомученицы Екатерины (7 декабря), св. апостола Андрея Первозванного (13 декабря), великомученицы Варвары (17 декабря), святителя Николая Чудотворца (19 декабря), святителя Спиридона Тримифунтского Чудотворца (25 декабря), пророка Даниила (30 декабря), св. праведного Иоанна Кронштадтского (2 января). И, конечно, Навечерие Рождества (6 января) и Рождество Христово (7 января), а также во все субботние и воскресные дни.

— Сейчас, в связи с пандемией коронавирусной инфекции, актуален просмотр служб по телевидению или в Интернете. Каковы ваши рекомендации для тех, кто сидит у экранов телевизоров или мониторов?

— Прежде всего нужно смириться и принять то, что смотреть службу по телевизору или в Интернете — это не то же, что быть на ней в церкви. Если вы находитесь на самоизоляции, посетить храм не можете, то, конечно, посмотрите богослужение по ТВ или в Интернете. Но молиться будет трудно. Лучше помолитесь сами. Прочитайте акафист и (или) канон и молитву праздника.

— Белорусская православная церковь ужесточила противоэпидемические меры в храмах…

— Да, в церквях обязательно соблюдение безопасной дистанции между молящимися в 1,5-2 метра. В многолюдных приходах при благоприятной погоде следует организовывать аудиотрансляцию богослужения вне стен храма для возможности молитвы на улице. Прихожанам пожилого возраста рекомендуется приходить в храм в будние дни. При наличии у себя или у совместно проживающих близких любых признаков простудного заболевания благословляется воздерживаться от его посещения.

Мирянам в церквях необходимо соблюдать масочный режим. Настоятелям приходов следует позаботиться о наличии одноразовых масок у храмовых дежурных и работников свечных ящиков для раздачи приходящим в храм людям. Сотрудники храма и волонтеры, взаимодействующие с прихожанами, обязаны использовать маски и перчатки.

Стекло икон и киотов должно тщательно протираться спиртосодержащими веществами перед каждым целованием святыни. Дверные ручки и иные поверхности, к которым регулярно прикасаются люди в храме, в обязательном порядке обрабатывают антисептическими средствами не реже одного раза в 30 минут. В притворах у входа должны быть дезинфекционные диспенсеры. Для написания записок на поминовение о здравии и об упокоении следует предлагать каждому человеку отдельную ручку либо карандаш, периодически их дезинфицируя. Записки также можно продиктовать по телефону или сбросить на номер в Вайбере.

Священнослужители при общении с прихожанами обязаны носить медицинские маски, воздерживаться от благословения через целование руки, а также от преподания верующим креста для целования, которым следует осенять молящихся в знак благословения, осуществлять дезинфекцию рук антисептиком непосредственно совершением проскомидии и Евхаристическим каноном. Скорректированы также правила совершения исповеди. Вопрос возможности посещения для совершения таинств и треб болящих, находящихся на стационарном лечении в медучреждениях и на дому, решается в индивидуальном порядке при обязательном соблюдении рекомендаций Минздрава и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению БПЦ.

Я обеими руками за ношение масок, гигиену, чистоту и неукоснительное соблюдение мер безопасности. Во время пандемии болезнь надо лечить и молиться. И никого не напрягать своим поведением. Паранойя и паника — это враг. Надо все испытания принимать со смирением и терпением и использовать для того, чтобы задуматься о великом, о себе, о великом в малом и малом в великом. То есть о своем месте в мире.

Беседовала Елена АГЕЙЧИК
Фото Михаила ЛЕВЦОВА


Leave a Comment