Для получения поддержки своих идей воспользуйтесь краудфандингом


Думаю, любому человеку, хоть немного склонному к творчеству и социальной активности, в голову однажды приходили интересные идеи: например, организовать фестиваль, выпустить собственную книгу, построить приют для животных и т. д. Большинство из них по разным причинам так и остались нереализованными из-за отсутствия денег.

Если спонсорство и меценатство вам не светит, можно обратиться к современной форме по добыче финансирования – краудфандингу*.

Краудфандинг – это (народное финансирование, от англ. сrowdfunding, сrowd – «народ», funding – «финансирование») — коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций (реципиентов).

crowdfunding1

 

Как это работает?

Явление краудфандинга для Беларуси еще довольно новое. Если в США и Европе первые попытки находить деньги на гастроли музыкальной группы и создание кинофильма путем сбора средств у поклонников были предприняты еще в 90-е годы, то у нас о подобном заговорили в 2011 году, когда начала работу платформа с социальной направленностью «MaeSens». Устроена она по принципу аукциона. В качестве лота выставляется встреча с каким-либо человеком. Например, Александр Солодуха предлагает поужинать с ним в ресторане, и люди начинают делать ставки на покупку этой встречи. Кто готов будет отдать за подобный досуг больше всего денег, и проведет вечер с певцом. Вырученные средства в данном случае перечисляются на благотворительные и социальные проекты. Есть здесь и возможность просто пожертвовать деньги на общественно важное дело. Так, с помощью площадки «MaeSens» было собрано более 130 миллионов рублей в поддержку строительства нового детского хосписа. Инициировать доброе дело может любой из нас.

В 2013 году в Беларуси была запущена еще одна краудфандинговая площадка Talaka.by. Она сакцентирована на образовательных и медийных проектах. Например, компьютерные курсы для пенсионеров «Мой ноутбук» или создание первого независимого интернет-журнала о судьбах людей «Имена».

Краудфандинг и наши земляки

Но одной из самых успешных площадок на данный момент выглядит «Улей», хотя работу она начала относительно недавно: в апреле прошлого года.

Что самое интересное, в команде, которая занимается «Ульем», числится Виктор Радьков, родившийся и выросший в Горках. Занимающий должность пиар-менеджера, в интервью СМИ он признался, что «Краудфандинг – это ответ на любые кризисы». Вашу идею может отклонить власть и спонсоры, но, если она действительно стоящая, обычные люди сбросятся, хотя бы по 20 тысяч рублей, и она станет реальностью.

chi-carol-sente-crowdfunding-1871-20150302

Так, я недавно поучаствовала в финансировании спектакля «Опиум» по пьесе современного белорусского драматурга Виталия Королева. Режиссеру и актерам из разных государственных театров, чтобы сделать нерепертуарную постановку, понадобилось 40 миллионов рублей (в ценник вошла аренда помещения, костюмы, аппаратура и т. д.). По итогу, благодаря 136 спонсорам из разных уголков страны, творческая команда собрала более 45 миллионов. Спектакль состоялся. При этом театралы не просто просили «дайте денег!». За каждое пожертвование, будь то 100 тысяч рублей или миллион, они дарили подарки: открытка с автографами артистов, мастер-класс по актерскому мастерству или билеты на премьеру.

Это действительно чудо, что белорусы не пожалели денег на то, чтобы у нас в стране появился новый интересный спектакль. Фактически он увидел свет благодаря зрителям. В Год культуры это особенно приятно и актуально.

Совсем недавно свой собственный проект с помощью народного финансирования реализовал еще один наш земляк – Илья Бутов (интервью с ним как с создателем сообщества исследователей паранормальных явлений «УфоКом» мы делали в прошлом году – Прим. ред). Основываясь на жизненном опыте и собственных исследованиях, он разработал настольную игру «Мракоборцы». Она посвящена преданиям белорусского фольклора. Проект собрал более 23 миллионов рублей. Теперь эту игру может приобрести любой желающий, чтобы собраться вечером с друзьями и поиграть в Магов и Дьяконов.

Я привела только некоторые успешные примеры. За годы работы краудфандинговых площадок их уже десятки и сотни. Как видите, нехватка денег в эпоху существования подобных инструментов по финансированию не может быть основной причиной неудачи вашего бизнеса или идеи. Хотите воплотить в жизнь что-то по-настоящему интересное и стоящее? Люди вас поддержат. Только «кричите» об этом громче и чаще.

Катя КАРПИЦКАЯ.

Фото автора.

Это интересно:

В 2014 году американец Зак Браун объявил, что собирает средства на приготовление картофельного салата. Изначально он просил пожертвовать ему всего 10 долларов, но людям так приглянулась эта шуточная идея, что жители разных стран насобирали молодому человеку 60 тысяч долларов. Эта кампания считается одной из самых абсурдных в истории популярной краудфандинг-площадки «Kickstarter».

В последнее время белорусы активнее всего жертвовали деньги на издание детских книг, оборудование для детей с ограниченными возможностями и интернатов, клипы молодых групп, проекты для бездомных животных, кулинарную карту Беларуси и др.

По итогам 2015 года объем мирового рынка краудфандинга составил более 30 миллиардов долларов.


One Thought to “Для получения поддержки своих идей воспользуйтесь краудфандингом”

  1. Настенька

    Жаль, что налог бешеный потом с этих пожертвованных денег(

Leave a Comment