Дмитрий Овчинников: “Нельзя вырастить патриота своей страны, если ты сам таковым не являешься”


Главное новшество нынешнего учебного года — введение в учреждениях общего среднего образования должности руководителя по военно-патриотическому воспитанию. Сделано это с целью совершенствования форм и методов патриотического воспитания учащихся. Министр обороны предложил привлекать к организации подготовки школьников кадровых военных.

В ГУО «Средняя школа № 4 г. Горки» в новой важной должности работает подполковник запаса Вооруженных Сил Рес­публики Беларусь Дмитрий Овчинников, человек с богатым опытом преподавательской деятельности, военного, патриотического и гражданского воспитания молодежи. Именно такой специалист может учить ребят любить и защищать Оте­чество на личном примере, образах и герои­ческих биографиях местных ветеранов Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов. Он знает, как интересно, увлекательно организовать занятия, чтобы у школьников действительно горели глаза, оставались в памяти слова и картинки, было желание рассказать об услышанном и увиденном дома родителям, обсудить с друзьями. Такие кадры, как Дмитрий Михайлович, знают, как повысить престиж службы в армии, заинтересовать выпускников школ поступать в военные вузы, работать в силовых структурах.

Примечательно, что Дмитрий Михайлович — выпускник этой школы. В свое время окончил Ленинградское суворовское военное училище. Учился в Смоленской военной академии ПВО, а затем, после развала Союза, перевелся в Военную академию Респуб­лики Беларусь на факультет связи и АСУ, которую окончил в 1996 году. В прошлом году с выслугой 29 лет уволен в запас с должности начальника цикла кафедры информационно-вычислительных систем Военной академии Республики Беларусь. Все эти годы служил и жил в Минске, 18 лет преподавал в родном вузе. За период службы прошел переподготовку на базе высшего образования в БНТУ по специальности «Программное обеспечение информационных систем» и в Республиканском институте высшей школы по специальности «Современные технологии университетского образования». Удостоен государственной награды «За безуп­речную службу» 3-й степени.

Дед Дмитрия Михайловича Георгий Васильевич Аксенов, чья фотография расположена на стенде в 10 корпусе БГСХА в числе сотрудников академии — участников Великой Отечественной войны, был подполковником. А теперь семейную династию продолжает сын Дмит­рия Михайловича — лейтенант юстиции Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Военная служба стала делом всей жизни Дмитрия Овчинникова.

— На мой выбор профессии офицера повлиял наш военрук, которого помнят многие поколения выпускников 4-й школы, майор запаса Николай Петрович Шпиталев. И преподаватель военной кафедры БСХА майор Иван Антонович Врублевский, который организовывал в нашем учреждении образования «Смотры песни и строя». Школа заложила фундамент патриотизма и уважение к человеку в погонах. Именно будучи учеником, благодаря усилиям педагогов школы, родительского комитета, средствам городского бюджета, я с классом посетил мемориальные комплексы «Хатынь» и «Брестская крепость».

Сегодня этот человек, как руководитель по военно-патриотическому воспитанию школьников, отлично знает и понимает, что гражданская и жизненная позиция педагога, его участие в общественной и политической жизни страны — это пример, на который должны ориентироваться не только ученики и родители, но порой и учителя. Хорошо известно, что любые фундаментальные знания необходимо подтверждать примерами из жизни. В общении с детьми обязателен анализ событий прошлого и настоящего, их оценка с позиции интересов государства.

В планах у Дмитрия Михайловича много интересных и полезных мероприятий, есть идеи, что и как нужно сделать, чтобы увлечь ребят.

— В нашей стране свято чтят память о Великой Оте­чественной войне, и важно, чтобы школьники посетили знаковые места Беларуси — Хатынь, Брестскую крепость, Буйничи, ведь там особая атмосфера, которая оставляет в душе неизгладимые впечатления. А начать нужно с мемориалов и памятников своей местности, например, свозить ребят в музей советско-польского боевого содружества в аг. Ленино, — делится планами Дмитрий Овчинников. — Нужно наладить связи с военными вузами, чтобы горецкие ребята поступали туда. В годы моей учебы в школе на втором этаже был стенд с фотографиями курсантов и суворовцев, которые вышли из стен нашей школы. С этих ребят брали пример. Как военного, меня огорчило то, что в школе нет кабинета допризывной подготовки, а предмет есть. Он необходим, хорошо оборудованный, с наглядными пособиями, плакатами. Понимаю, что все зависит от финансирования, но дело нужное.

Также планирую наладить тесное сотрудничество с закрепленными за школой воинскими частями. Это рота охраны в/ч 6713 и одно из подразделений Сил спецопераций в Марьиной Горке, с Военной академией Республики Беларусь, а также с районной организацией воинов-интернационалистов, ветеранскими объединениями и патриотическими клубами. Нужно возрождать престиж армии, чтобы молодежь осознавала свой долг перед Отечеством и не думала, что служба в Вооруженных Силах — это потеря времени. В первую очередь, патриотизм должен воспитываться в семье. Нельзя вырастить патриота своей страны, если ты сам таковым не являешься. Не сможет отец, который «откосил» от срочной службы, объяснить сыну, что служба в армии — это его гражданский долг и хорошая жизненная наука. И тогда эту «недоработку» должна поправить школа.

Будем проводить совместные мероприятия по военно-патриотическому воспитанию и допризывной подготовке, формировать у учащихся патриотическое сознание, чувство верности своей Родине, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и овладению необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками.

Еще пройдет немало времени, пока наладится механизм работы руководителей по военно-патриотическому воспитанию. Но дорога в тысячу верст начинается с первого шага. И этот шаг я уже сделал. Придя на работу в школу, я снова одеваю военную форму.

Планов и задумок у Дмит­рия Михайловича много. Как и задач, поставленных государством перед новыми штатными единицами руководителей по военно-патриотическому воспитанию. Но когда в этой должности человек военной закалки, есть уверенность, что нужное дело в надежных руках.

Галина КОЖЕВНИКОВА