Дорогие телефонные разговоры с «банковскими работниками»: как мошенники обманывают людей


«Язык мой — враг мой» — это выражение в какой-то степени отражает ситуацию с кражами денег с карт-счетов граждан, когда язык, действительно, лепечет наперед ума. Практически все жертвы мошенников не раз слышали, сами читали примеры о кражах, советы сотрудников правоохранительных органов и специалистов банков, как вести себя, чтобы не попасть на удочку пройдох. Но большинство все равно учится на своих ошибках, оплачивая такие уроки огромными суммами.

Как сообщил редакции старший следователь следственного отделения Горецкого районного отдела Следственного комитета Республики Беларусь Валерий Дрюков, за прошедшее время года РОСК возбуждено 43 уголовных дела по фактам хищения денег путем использования компьютерной техники, из них непосредственно телефонными мошенниками — 20.

Валерий Николаевич рассказал о конкретных ситуациях с жителями нашего города, какие наибольшие суммы у них выманили, а также о новом способе кражи денег со всех счетов клиента в любых банках по идентификационному номеру паспорта.

Злоумышленники наиболее активизировались в последние четыре месяца. Только за сентябрь зарегистрировано 13 уголовных дел, а за январь-август — 23 дела. Неизвестные звонят своим жертвам с незнакомого номера, как по мобильной связи с иностранным кодом, так и с использованием мессенджеров Viberили WhatsApp. Обычно с номеров таких стран как Литва, Эстония, Латвия, Германия, Молдова, Азербайджан. Все случаи происходят по одному сценарию, как под копирку. Звонившие представляются сотрудниками банка, сообщают, что со счета клиента пытались похитить денежные средства. По их словам, банк сумел предотвратить хищение и затем перевел деньги вкладчика на якобы некий страховой счет. Заявляют, что для завершения операции необходимы реквизиты банковской карты, после получения которых «сотрудники банка» просят предоставить им SMS код, он вскоре приходит на мобильный телефон. Людей не настораживает даже то, что код приходит не один раз. Это свидетельствует о незнании мошенниками точной суммы денег на счету, они запросили больше, чем есть. Были случаи, когда они напрямую спрашивали, сколько денег на карте, и жертвы отвечали. А один из потерпевших, зная, что у него нет на карте 700 рублей, о которых говорил звонивший, понадеялся на чудо, что ему кто-то перевел такую сумму, и, желая «халявных» денег, выдал все номера карты.

Максимальная сумма, которую сняли мошенники у наших земляков, составляет 5800 руб., на втором месте — 3800. И в данном случае мужчина потерял не только кровные 300 руб., но и еще 3500 руб. овердрафта, который был оформлен на карту, и его держателю карты, естественно, придется вернуть банку.

Как мошенники находят своих жертв, откуда знают имя и отчество, называют первые шесть цифр карты? Как сказал сотрудник РОСК, используя банковскую карту для расчетов в Интернете, человек выдает данные для разного рода злоумышленников. Не исключает В. Дрюков и возможности того, что сайты каких-то банков подверглись хакерским атакам, и злоумышленники получили доступ к некоторой конфиденциальной информации. Во всех случаях звонили с видоизмененных номеров, поэтому невозможно найти злоумышленников, которые используют для своих целей возможности SIP-телефонии, предоставляющей своим клиентам виртуальные номера.

Валерий Николаевич привел еще один пример, когда у человека сняли все деньги с нескольких счетов только по одному идентификационному номеру паспорта, который он сам сообщил мошенникам в ходе телефонного разговора. Мошенники осваивают новые способы кражи денег с банковских карт и счетов. Поэтому людям надо быть внимательнее и не вести разговоры о деньгах и банковских картах по телефону.

Во всех беседах с жертвами звонившие сначала вводят человека в шок, сообщая о хищении денег, потом предлагают срочно спасти деньги от зло­умышленников. Все это делается так убедительно и вежливо, что многие люди не могут поверить, что сами отдали свои сбережения мошенникам, а некоторые еще и с карты супруга (супруги).

Чтобы не стать жертвой подобного мошенничества, никогда и никому, ни под каким предлогом, не передавайте реквизиты своих банковских карт, — говорит Валерий Дрюков. — Если у вас просят сообщить реквизиты карт, пароли из SMS, имя и отчество, другие данные, представляясь сотрудниками банка, прекращайте разговор. Для уточнения всех вопросов перезванивайте в клиентскую службу вашего банка (номер указан на обратной стороне банковской карты). Сверьте номер, с которого вам звонят, с номером, указанным на банковской карте. Не перезванивайте и не направляйте ответные SMS, если вам поступило сообщение о блокировании банковской карты. Свяжитесь с банком, обслуживающим вашу карту. Насторожитесь, если вам звонят, представившись работником банка, и от вас требуют немедленных действий по прекращению операции по движению денег по вашему банковскому счету. В реальности для прекращения таких операций банку не требуется участие клиента и сотрудники банка по данным вопросам не звонят.

Галина КОЖЕВНИКОВА
Фото Михаила ЛЕВЦОВА


Leave a Comment