Философ из БГСХА: 1 ноября исполняется 90 лет со дня рождения Григория Гринберга


Григорий Матвеевич Гринберг — яркий педагог, глубокий философ, умелый организатор и руководитель, более тридцати лет посвятивший себя обучению и воспитанию будущих специалистов аграрной сферы. 1 ноября он отметил бы свой 90-летний юбилей.

Г.М. Гринберг родился на Минщине в семье рабочего. До начала Великой Отечественной войны успел окончить только три класса. Отец ушел на фронт, а семья была эвакуирована в Новосибирскую область. Мать работала в местном леспромхозе. Юный Григорий в свободное от учебы время помогал матери в ее работе. Но с наступлением зимы и сибирских морозов из-за отсутствия теплой одежды приходилось сидеть дома. Все свободное время Григорий посвящал чтению. Книги отвлекали от суровой реальности, будили воображение, развивали способность к глубокой рефлексии над окружающим миром, помогали легче переносить голод и холод. Страсть к чтению осталась на всю жизнь. После войны семья вернулась на родную белорусскую землю, разоренную оккупантами. Глубокие и противоречивые впечатления детства, окружающая жизнь, не совпадающая с пропагандируемыми идеалами и ценностями, вызывали у пытливого юноши много вопросов. Философия представлялась ему тем учением, которое даст ответы на все его вопросы.

В 1949 году сбывается мечта юноши: он успешно сдает вступительные экзамены и становится студентом философского отделения Белорусского государственного университета.  Быстро пролетели годы учебы, в 1954 году получен диплом с отличием. Юноша надеялся, что для него, отличника учебы, найдется место в аспирантуре. Однако время было непростое. Г. М. Гринберг получает распределение на педагогическую работу в далекий Горецкий район. Не роптал, не озлобился, не впал в уныние. Подобные настроения и чувства были ему чужды всегда. Он направляется учителем истории в Ленинскую среднюю школу. Молодой педагог демонстрирует педагогические способности, глубокие знания и высокие морально-деловые качества, и уже через год его назначают директором Панкратовской средней школы. Ученики с благодарностью вспоминали его содержательные интересные уроки по истории и обществоведению. Педагоги школы, жители деревни помнят, что при Гринберге было построено здание учебной мастерской, приобретены спортивный инвентарь, необходимые  приборы для занятий по физике и химии. О годах, проведенных в стенах школы, вспоминал с теплотой. Говорил о бесценном жизненном и педагогическом опыте, приобретенном в ее стенах. Однако не в характере Григория Матвеевича останавливаться на достигнутом. Хотелось быть ближе к философии.

В начале 60-х  Г.М. Гринберг был принят на работу преподавателем кафедры философии БГСХА. Затем аспирантура, успешная защита диссертации за год до ее окончания, и молодой ученый возвращается в академию. В 1979 году он избирается заведующим кафедрой научного коммунизма. Г. М. Гринберг, приняв кафедру, внес свежую струю в ее работу. Он был автором большого количества научных и методических работ, участником многих всесоюзных и республиканских конференций. На его труды ссылались авторы монографий, вышедших в центральных издательствах СССР. Он стоял у истоков профориентационной работы среди сельской молодежи. Были высоко оценены его работы (в соавторстве) «Молодежи о сельских профессиях», «Профессиональная ориентация молодежи на специальности сельскохозяйственной сферы агропромышленного комплекса (Методические рекомендации)», вышедшие массовым тиражом  в начале 1980-х годов, и др. Они сохраняют свою актуальность и в настоящее время. Ибо содержат не только информацию о сельскохозяйственных профессиях, но и воспитывают у молодых людей любовь к родной земле, служение которой – это служение Родине, народу. Это одно из самых высоких предназначений человека. В 1981 году он был награжден Почетной грамотой Верховного Совета БССР. Педагогическую научно-исследовательскую работу он активно сочетал с общественной. Избирался членом парткома академии.

В конце советского периода в научном сообществе страны шел напряженный поиск новых стратегий развития общества и государства. Г.М. Гринберг активно участвовал в обсуждении этих проблем. На всесоюзных научных конференциях, в печати он четко сформулировал, отстаивал и пропагандировал как одно из направлений реформирования страны концепцию повсеместного локального обустройства, то есть обустройство жизни в малом и локальном, оздоровления каждой клеточки общества. Главными должны стать цели, например, «мои квартира и дом – самые уютные», «моя улица и мой город – самые благоустроенные» и тогда «моя страна – лучшая». Он часто говорил: «Думай глобально – действуй локально». Сегодня можно утверждать: спустя несколько десятилетий эта концепция успешно реализуется в нашей стране в виде чистых улиц, городов, новых дорог. Хотя работы в этом направлении еще много.

Терпеливо объяснял молодежи: тщетно ждать изменений к лучшему, самим оставаясь прежними, а тем более – в стороне. Хочешь помочь стране – сначала помоги себе: брось курить, пить, двигай в спортзал, на стадион и больше читай умные книжки, и все хорошее придет. Настоящие изменения произойдут только тогда, когда каждый из нас будет качественно делать именно то, что должен, а не показывать пальцем на недостатки, которые он видит вокруг себя.

Был доступен и демократичен в общении, сдержан и внимателен к студентам. Его широкий кругозор, глубокие знания, способность щедро делиться ими делали общение с ним интересным и полезным для всех студентов.

Л.В. Пакуш, доктор экономических наук, профессор, Чрезвычайный и Полномочный Посол, успешный дипломат, вспоминает: «Григория Матвеевича знаю еще со студенческой скамьи, он преподавал будущим экономистам философию. Это был замечательный педагог, оставивший глубокий след в нашей памяти, научивший нас многому. Помню, на занятиях при объяснении философских идей, концепций часто использовал художественную литературу. Доказано, что такая практика обогащает словарный запас, развивает образное мышление, способность понимать абстрактные идеи, учит молодых людей более точно выражать свои мысли. Он открывал для нас новые имена, ненавязчиво развивал потребность в чтении серьёзной литературы. Я, как, наверное, и многие мои сокурсники, благодарна ему за это. На занятиях создавал атмосферу для дискуссий, призывал вырабатывать и выражать собственное мнение.

Затем долгое время мы дружили семьями. Жили в одном доме, в одном подъезде – дверь в дверь, по работе были коллегами. У нас сложились приятельские отношения. Иначе и не могло быть. Это был интеллигентный, культурный человек, начитанный, эрудированный, комфортный в общении. Глубоко знал философию, художественную литературу, был знатоком и тонким ценителем многих видов искусства. Был примерным семьянином, трепетно относился к детям, жене, их боли и невзгоды переживал острее, чем свои. Григорий Матвеевич был общительным и открытым человеком. Бывало, собирались семьями. Наш сосед умел пошутить, часто над собой, мог рассказать смешной, остроумный анекдот. Обсуждали проблемы тогдашней жизни, разгорались жаркие споры, и тогда посиделки затягивались допоздна. Он был из тех, редких в наше время интеллигентов, которые делают нашу жизнь лучше, более интересной и насыщенной».

Наше общение не прерывалось и тогда, когда Григорий Матвеевич был на пенсии. Как всегда, был в курсе событий общественно-политической, культурной и экономической жизни страны и мира в целом. Живо интересовался вопросами образования и воспитания. Мой мудрый собеседник с сожалением говорил, что технический прогресс намного опередил духовно-нравственный. Более того, развитие  техники и технологий сопровождается дегуманизацией – утратой четких моральных и духовных ориентиров, нравственных ценностей, подрывом прежних культурных устоев. Сетовал, что критически истончается слой людей, истинных интеллигентов, которые являются для молодежи образцом, нравственным примером во всем.

2 ноября 2000 года Григорий Гринберг ушел из жизни. Сегодняшняя жизнь сложна, противоречива, не поддается однозначной оценке. И часто думается – был бы Григорий Матвеевич…. Побеседовали бы с ним о многом, выслушали его мнение, с чем-то согласились, о чем-то подискутировали…. Его профессионализм, мудрость, отзывчивость навсегда  останутся в памяти и сердцах родных, близких, коллег, учеников.

Федор ПРИХОДЬКО, кандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин УО БГСХА
Светлана СКОРОМНАЯ, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин УО БГСХА