История белорусского конституционализма


Современное государство немыслимо без идеи суверенитета и законности. В определенном смысле закон есть выражение суверенитета, а его идея прошла длительный путь эволюции.

Белорусский конституционализм по праву начинается с принятия Статутов 1529 г., 1566 г. и 1588 г. Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского. ВКЛ было одним из крупнейших государств Европы эпохи средневековья, полиэтничным государством с 4 основными народами — белорусским, русским, украинским и литовским, где славяне составляли около 80% населения. Государственный язык — старобелорусский. В 13-14 веках ВКЛ — феодальная, наследственная, неограниченная монархия с относительной самостоятельностью княжеств. В 15-16 веках — сословно-представительная монархия во главе с великим князем литовским, власть которого ограничивалась статутами ВКЛ, вольным сеймом и радой панов.

Термин «конституция» в науке употребляется в двух значениях. Первое из них, часто обозначаемое термином «реальная конституция», восходит к Аристотелю, который в своей «Политике» трактовал конституцию как определенный порядок для жителей одного государства. Иными словами, «реальная конституция» — это государственный строй, устойчивая модель государственной деятельности, определяемая тем или иным ценностно-нормативным кодексом. Этот кодекс необязательно носит форму свода законов, он может иметь характер религиозно-политических заповедей или неписаных вековых традиций.

Во втором, наиболее распространенном значении, конституция — это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закреп­ляющий его политическую и экономическую сферы, устанавливающий систему, принципы организации, деятельности и подотчетности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, основные права, свободы и обязанности граждан.

Конституция выступает как бы текстом общественного договора, заключаемого между гражданами и государством, и регламентирующим его деятельность. Она придает государству необходимую легитимность. Обычно принимаемая при согласии подавляющего большинства населения она фиксирует тот минимум общественного согласия, без которого невозможна свободная совместная жизнь людей в едином государстве и который обязуются уважать все граждане.

Конституции, как правило, состоят из двух важнейших частей. В первой определяются нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности, утверждается правовое равенство всех граждан, во второй части описываются формы государственного устройства (республика, монархия, федерация и т. п.), статус различных властей, правило взаимоотношения парламента, президента, правительства и суда, а также структура и порядок функционирования органов управления.

В 1529 г. был принят один из первых в Европе систематизированный свод законов — Статут Великого княжества Литовского. Он состоял из 283 статей, в которых систематизированы нормы местного обычного права, постановлений судебных и государственных учреждений, Судебника 1468 г., привилегий. В Уставе юридически были закреплены основы общественного и государственного строя, правовое положение классов, сословий и социальных групп населения, обязанности великого князя.

1566 г. — 2-й Статут ВКЛ.Он состоял из 367 статей. Были внесены изменения в нормы государственного, судебно-процессуального права. Впервые заявлено об отделении суда от органов власти и управления, для этого создавались земские и подкоморские суды. Главой государства признавался великий князь, но многие его полномочия были ограничены, и выполнять их он мог только с согласия Сейма.

1588 г. — 3-й Статут ВКЛ.Имел 488 статей. В Статут вошли нормы государственного конституционного права, чего в то время не было в других европейских государствах. Нашла отражение теория разделения властей на законодательную (Сейм), исполнительную (великий князь, административный аппарат) и судебную (Трибунал ВКЛ, земские и подкоморские суды, выборные и независимые от администрации). Статут юридически закреплял фактические отношения, сложившиеся между ВКЛ и Польшей после 1569 г., обязал правительство вернуть отделенные от княжества земли, запрещал назначать на государственные должности и наделять землей подданных Польши, сохранил обособленность государственных учреждений, армии, законодательства, экономики и финансов ВКЛ.

Кроме прав и обязанности феодалов и государственных лиц, Статут регламентировал права и обязанности простых людей и представителей этнических групп (евреев, татар). Впервые в Статуте была определена государственность белорусского языка. Статут 1588 г. действовал на территории Беларуси до 1840 года.

В 1795 г. белорусские земли после 3-го раздела Речи Посполитой вошли в состав Российской империи под названием Северо-Западный край. Причиной отмены действия Статута ВКЛ 1588 г. стало шляхетское восстание 1830–1831 гг. Царь потерял доверие к шляхте, взял курс на последовательную русификацию Беларуси. Был проведен «разбор шляхты». В 1832 г. закрыт Виленский университет. В 1839 г. упразднена Брестская церковная уния, а униаты присоединены к православной церкви.

Вместе с тем в составе Российской империи на белорусских землях прекратились опустошительные войны и междоусобицы шляхты. Беларусь включилась в правовую и хозяйственную систему России, что способствовало развитию внутренней и внешней торговли, развитию капиталистических отношений.

После победы Октябрьской революции 1917 г. в России, а позже и в Беларуси, сложились условия для установления белорусской государственности. Попытка реализовать идеи независимости Беларуси с помощью внешних сил закончилась неутешительно. 1 января 1919 г. было провозглашено образование ССРБ, передача власти Советам рабочих, солдатских, крестьянских депутатов. 5 января 1919 г. правительство ССРБ и ЦК(б)Б переехало из г. Смоленска в г. Минск, который с этого периода стал столицей Беларуси.

2–3 февраля 1919 г. I Всебелорусский съезд Советов принял первую Конституцию, которая узаконила образование БССР. Вторая Конституция БССР была принята 11 апреля 1927 г. VIII Всебелорусским съездом Советов.

В ней БССР провозглашалась государством диктатуры пролетариата, в котором вся власть принадлежала Советам рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Подтверждались права трудящихся, определенные Конституцией 1919 г. Труд признавался обязанностью всех граждан. Закреплялось право граждан свободно пользоваться родным языком, провозглашалось полное равенство белорусского, еврейского, русского и польского языков, но отдавалось предпочтение белорусскому языку в отношениях между государственными, профсоюзными, общественными учреждениями и организациями.

Третья Конституция БССР была принята 19 февраля 1937 г. XII Всебелорусским съездом Советов. Она разработана на основе общесоюзной и действовала до 1978 г. Новая Конституция законодательно закрепила победу социализма, провозгласила социалистические принципы «от каждого по его способностям, каждому по его труду». Новым явлением стало введение всеобщего равного и прямого избирательного права, тайного голосования на выборах в Советы всех уровней.

Четвертая Конституция БССР была принята в 1978 г., она определила курс построения развитого социализма. Цент­ральное место занял тезис о повышении руководящей роли партии во всех сферах жизнедеятельности советского общества. В области национальных отношений Конституция опиралась на положение о том, что нации и народности сближаются и возникает новая историческая общность «советский народ». Функционирование Конституции БССР 1978 г. пришлось на период краха государственного и общественного строя СССР и БССР, который закончился
25 августа 1991 г.

Оформление государственной независимости Беларуси было связано с принятием Верховным Советом БССР 27 июля 1990 г. «Декларации о Государственном суверенитете Белорусской ССР». 25 августа 1991 г. она получила статус конституционного закона, а 26 августа 1991 г. был принят Закон «Об обеспечении политической, экономической самостоятельности БССР», по которому все предприятия, организации, учреждения союзного подчинения на территории республики переводились в собственность Белорусской ССР. 19 сентября 1991 г. Верховный Совет утвердил новое название страны — Респуб­лика Беларусь, а в сокращенном варианте Беларусь.

Особое место в закреплении суверенитета страны занимает Конституция Республики Беларусь, принятая 15 марта 1994 г. Верховным Советом. Республика Беларусь стала унитарным демократическим социальным правовым государством, которое владеет верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

Власть осуществляется по принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Конституцией вводилась должность Президента Республики Беларусь. Первым президентом Республики Беларусь 10 июля 1994 г. был избран А. Г. Лукашенко. Принятие решений по важнейшим вопросам развития страны выносились на республиканские референдумы. 14 мая 1995 г. состоялся первый республиканский референдум. На нем было принято решение о придании русскому языку равного статуса с белорусским и поддержке курса на экономическую интег­рацию с Россией. Большинство населения нашей республики проголосовало за введение новых государственных символов, которые существуют и сегодня.

24 ноября 1996 года состоялся второй республиканский референдум, на котором было принято решение о принятии новой редакции Конституции Республики Беларусь 1994 г. В Конституции произошли принципиальные изменения в структуре законодательной власти. Вместо однопалатного Верховного Совета было сформировано двухпалатное Национальное собрание (Палата представителей и Совет Республики). Президент является руководителем государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Исполнительную власть в стране осуществляет правительство — Совет Министров, который формирует Президент. Судебная власть принадлежит судам. Конституционный суд следит за соответствием Конституции Респуб­лики Беларусь принимаемых законов.

На референдуме было также поддержано предложение Президента о переносе Дня независимости Республики Беларусь с 27 июля на 3 июля — День освобождения г. Минска от немецко-фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне. Поддержав вышеуказанное предложение референдума, вместе с тем граждане респуб­лики высказались против свободной, без ограничений купли-продажи земли и отмены смертной казни.

В результате третьего рес­публиканского референдума 17 октября 2004 г. было снято ограничение, связанное с тем, что одно и то же лицо может быть президентом не более двух сроков подряд.

С момента принятия Конституции Беларуси 1994 г. прошло значительное время. Изменилось белорусское общество, геополитическая обстановка в мире. Назрела необходимость внести корректировку в действующий Основной Закон страны.

15 марта 2021 г. Президент Беларуси А. Г. Лукашенко подписал Указ № 105, которым была создана Конституционная комиссия в составе 36 человек под руководством председателя Конституционного суда, заслуженного юриста Беларуси Петра Миклашевича. Ей было поручено разработать предложения по изменению Конституции и обеспечить всенародное обсуждение. Обновленный Основной Закон страны представили на обсуждение народу 27 декабря 2021 г. В Республике Беларусь Конституция придает народному голосованию исключительное значение, определяя правовые основы его регулирования как непосредственной формы участия граждан в управлении делами общества и государства.

Показательным в данном случае стал четвертый референдум в Республике Беларусь, прошедший 27 февраля 2022 г. Белорусский народ продемонстрировал единство, самосознание и ответственность за свою судьбу и судьбу Отечества. 

Сергей КЛИМИН, доцент кафедры общепрофессиональных и специальных юридических дисциплин
Валентина СИДОРОВА, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин УО БГСХА