Как избежать электротравматизма при весенне-полевых работах в охранной зоне ЛЭП


В связи с приближением весенних полевых работ и посевной компании, во избежание несчастных случаев с людьми, занятыми на работах в охранной зоне линий электропередачи, необходимо организовать проведение инструктажей и технической учебы по безопасному ведению работ, провести обучение приемам освобождения пострадавших от электрического тока и оказания первой помощи, провести  анализ  маршрутов передвижения техники, в том числе крупногабаритной техники с целью безопасного ее проезда в пролетах опор воздушных линий. Земельные участки, входящие в охранные зоны электрических сетей, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований электробезопасности при работе в охранных зонах линий электропередач.

Охранная зона воздушной линии (ВЛ) электропередачи устанавливается вдоль линий в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отходящих по обе стороны линии от проекций крайних проводов на землю при не отклоненном положении и составляет:

ВЛ 0,4кВ-2м, ВЛ10кВ-10м, ВЛ 35кВ-15м, ВЛ 110кВ-20м, ВЛ 220 кВ-25м,

ВЛ 330кВ-30м.

При выполнении работ в охранной зоне линий электропередач запрещается:

  • работать в пролетах ВЛ, имеющих оборванные провода, а также приближаться к опорам, имеющим оборванные провода на расстояние менее 20 м;
  • складировать корма, удобрения, солому, торф, дрова и другие материалы, разводить огонь;
  • приближаться к проводам, лежащим на земле, на расстояние менее 20 м;
  • предпринимать самостоятельно какие-либо меры по снятию провода с машины вручную или с помощью каких-либо предметов;
  • набрасывать на провода, опоры и приближать к ним посторонние предметы, а также подниматься на опоры, привязывать к ним животных;
  • устраивать всякого рода свалки;
  • совершать проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности передвижения (дороги, участка поля) более 4,5м без согласования с владельцем ЛЭП, а также проезд под проводами ЛЭП на участках, имеющих резко неровный рельеф;
  • выполнять ремонтно-профилактические работы на машине;
  • работать при приближении или во время грозы;
  • осуществлять погрузочно-разгрузочные работы, мелиоративные работы, производить посадку и вырубку деревьев и кустарников, располагать полевые станы и загоны для скота, сооружать проволочные ограждения; 
  • производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий или сооружений;
  • находиться обслуживающему персоналу на машине вне кабины или защитного козырька.

Не выполнение требований безопасности приводит к несчастным случаям с людьми.

Машинист-тракторист СПК «Колхоз-Родина» (Могилевская обл., Белыничский р-н) 23.08.2019г.  поднялся на верхнюю часть комбайна, стоящего под воздушной линией электропередачи напряжением 10 кВ, и находясь вблизи ниши, образованной шнеком для выгрузки зерна и элементами выхлопной системы (трубами), приблизился на недопустимое расстояние к проводу воздушной линии электропередачи, в результате чего был смертельно поражен электрическим током.

В АП-№6 г. Быхов 29.09.2011г. погиб 42-летний водитель. Для разгрузки зеленой массы он установил автомобиль МАЗ под проводами воздушной линии электропередачи напряжением 10 кВ, включил подъем кузова и покинул кабину для наблюдения за процессом. При этом произошло касание кузова провода воздушной линии и через влажную зеленую массу однофазное короткое замыкание на землю. Пострадавший попал под действие шагового напряжения.

В ОАО «Новогородищенское» 03.08.2021г. произошел несчастный случай с тяжелым исходом с 18-летним помощником комбайнера. При уборке гороха комбайном вблизи н.п. Редишено произошло приближение на недопустимое расстояние к проводам воздушной линии электропередачи напряжением 10 кВ и срыв изолятора фазы «А» со штыревого крепления траверсы и попадание пострадавшего под напряжение.

Комбайнер ОАО «Мстиславский райагропромтехснаб» 27.08.2018г. получил задание по уборке зерновых на участках, выделенных для граждан и прилегающих к агрогородку Ходосы. Участки, выделенные гражданам, пересекает ВЛ-110кВ «Ходосы-Копачи». Убрав зерновые, комбайн был остановлен непосредственно под проводами ВЛ-110кВ, и комбайнер приступил к выгрузке зерна. Во время выгрузки, с целью очистки бункера, потерпевший поднялся на бункер комбайна, держа в руках деревянный шест в виде весла. При приближении к проводам линии электропередачи напряжением 110кВ на недопустимое расстояние попал под действие электрического тока и упал с комбайна на землю. При этом пострадавший получил тяжелую комбинированную травму, электротравму II степени, термический ожог пламенем вольтовой дуги, компрессионный перелом грудного позвонка с полным нарушением проводимости спинного мозга.

При падении провода ВЛ на машину водитель должен:

  • освободить машину от оборванного провода передвижением машины, при невозможности сделать это немедленно остановить машину;
  • приближаться к такой машине на расстояние менее (ближе) 20 м запрещается;
  • если в результате падения провода ВЛ или возникновения электрического разряда машина загорится, то обслуживающий персонал должен немедленно ее покинуть, но так, чтобы не было одновременного соприкосновения человека с машиной и землей, путём спрыгивания на землю на обе согнутые ноги, не держась за машину, а удаляться от нее можно только прыжками на одной или двух сомкнутых вместе ногах, либо мелкими шажками, не отрывая ног от земли, проделав, таким образом, путь от машины на расстояние более 20 м;
  • о случившемся должно быть сообщено предприятию электрических сетей;
  • до прибытия специальной бригады электросетей запрещается предпринимать какие-либо действия по пожаротушению машины и приближаться к ней ближе 20м.

Рекомендуется:

  • пахоту, боронование, культивацию и др. работы на участках, расположенных в охранной зоне ВЛ рекомендуется осуществлять поперек оси ВЛ;
  • проезд машин и механизмов с высотой не более 5 метров под проводами ВЛ по проселочным дорогам и вне дорог следует производить вблизи опор и поперек оси ВЛ;
  • при аварийной остановке любой машины в охранной зоне ВЛ она должна быть вывезена в кратчайший срок из зоны на буксире;
  • при повреждении воздушных линий, обрыве проводов необходимо срочно сообщить дежурному персоналу электрических сетей района.

М. В. Махрачев,
государственный инспектор по энергетическому
и газовому надзору Горецкой районной энергогазинспекции