Как в круговороте будничных дней не потерять связь со своими детьми?


В суете домашних дел, в рабочих вопросах, в круговороте будней мы теряем, в прямом и переносном смысле, наших детей. Самой банальной причиной их отстраненности от родителей является отсутствие общения, доверительных разговоров и бесед.

У современных детей свои кумиры, интересы, информационная среда. Они живут в своем, непонятном для взрослых мире, в котором все чувства, переживания и мысли скрыты от окружающих. И это является основной причиной, по которой дети решаются на необдуманные поступки.

Каждый ребенок может по-разному реагировать на трудности: один замкнется в себе, другой станет бороться с вызовами, третий будет искать помощи и защиты у близких.

Наибольшую озабоченность вызывают дети, которые склонны замыкаться в себе вместо активного поиска помощи и отстаивания своих интересов. Такого подростка можно сравнить с улиткой, спрятавшейся в раковине. И догадаться, чем он в ней занят, о чем думает и что собирается сделать, очень сложно.

Каждый человек, а подросток крайне остро, в силу своих возрастных особенностей, воспринимает проблемы трех «Н»: непреодолимость трудностей, нескончаемость несчастья, непереносимость тоски и одиночества.

И, как следствие, начинается внутренняя борьба с тремя «Б»: беспомощностью, бессилием и безнадежностью.

В процессе этой борьбы, если вовремя не поговорить с таким ребенком, он может прийти к выводу о том, что он ни на что не годен, никому не нужен, и вынести себе смертельный приговор.

Спецификой подросткового возраста является повышенная чувствительность к происходящим событиям, совпадающая с периодом неопределенности и вхождения во взрослую жизнь. Это способствует тому, что в кризисной ситуации подросток, как наиболее «легкий» способ ее разрешения, может выбирать добровольный уход из жизни.

Характерными чертами для таких детей являются:

  • настойчивые или повторные мысли о своей ненужности этому миру;
  • депрессивное настроение, часто с потерей аппетита, жизненной активности, проблемы со сном;
  • может присутствовать зависимость от наркотиков или алкоголя;
  • чувство изоляции, отверженности; их депрессия может быть вызвана уходом из семьи и лишением систем поддержки;
  • ощущение безнадежности и беспомощности;
  • неспособность общаться с другими людьми из-за чувства безысходности;
  • они считают, что лучше не станет «никогда». Их речь и мысли полны обобщений и фатальны: «жизнь ужасна», «всем все равно».

Выделяют «ключи», по которым можно определить намерения или состояние подростка.

Вербальные (речевые) ключи — непосредственные заявления типа «Я подумываю об уходе из этого мира». Косвенные высказывания, например: «Вам не придется больше обо мне беспокоиться», или «Мне все надоело», или «Они пожалеют, когда я уйду».

Поведенческие ключи: отчая­ние и плач. Повторное прослушивание грустной музыки и песен. Нехватка жизненной активности. Изменение суточного ритма (бодрствование ночью и сон днем). Повышение или потеря аппетита. Вялость и апатия. Неспособность сконцентрироваться и принимать решения, смятение. Уход от обычной социальной активности, замкнутость. Приведение в порядок своих дел. Отказ от личных вещей. Стремление к рискованным действиям, например, безрассудное хождение по карнизам. Чувство вины, упрек в свой адрес.

Эмоциональные ключи: любое заметное изменение личной жизни, в любую сторону. Смерть любимого человека, особенно родителей или близких родственников. Недавняя перемена места жительства. Семейные неурядицы. Неприятности с законом. Коммуникативные затруднения. Проблемы со школой или занятостью. Социальная изоляция. Хроническая, прогрессирующая болезнь.

Не все из перечисленных поведенческих признаков могут присутствовать одновременно. Однако наличие двух или трех указывает, что у ребенка может быть депрессия и ему нужна помощь специалиста.

Поговорите со своим ребенком! Услышьте его! Загляните в его глаза! Несколько шагов навстречу помогут уберечь, сохранить и не потерять вашего ребенка. Быть услышанным родителями — это так важно для него.

Если вы увидели, что у ребенка проблемы, и понимаете, что ему и вам нужна помощь — обратитесь к педагогу-психологу учреждения образования или районного социально-педагогического центра. Также работают телефоны доверия по следующим номерам: 8(0222)-71-11-61 (Могилевская область); 8-(017)-300-100-6, 8(0222)-47-31-61 (круглосуточная экстренная психологическая помощь); 8(801)-100-16-11 (рес­публиканская «Детская телефонная линия»). Вам помогут!

Татьяна ТОДЕРЕНЧУК,
методист ГУ «Горецкий районный учебно-методический кабинет»,
психолог