Как вернуть некачественный товар?


15 марта отмечается День потребителя.

Приобретая товар или заказывая услугу, каждый гражданин находится под охраной Закона «О защите прав потребителя», который был принят 9 января 2002 года. Это основной документ, регулирующий правовые отношения в данной сфере. В случае несоответствия товара заявленному качеству мы вправе требовать возмещения ущерба.

Приобретение товара или услуги — это всегда обмен, в котором участвуют минимум две стороны: покупатель и продавец. В процесс могут быть также вовлечены производители и поставщики продукции, перевозчики, курьеры.

Когда вы платите за товар или получаете услугу, то ожидаете, что они будут полностью соответствовать вашим ожиданиям. Но бывает так, что из-за недоб­росовестного производителя или некомпетентного перевозчика покупка не соответствует заявленному качеству, а продавец отказывается принимать ее обратно.

Как потребитель, каждый гражданин имеет право на:

– свободный выбор товаров, работ и услуг (никто не может принудить вас купить ту или иную продукцию или не продать вам ее);

– покупку товаров, работ и услуг надлежащего качества, отвечающих требованиям без­опасности;

– получение информации как о товаре, так и о его производителе;

– возмещение вреда и компенсацию морального ущерба при покупке некачественных товаров и услуг;

– государственную защиту своих прав в судебных и иных инстанциях;

– общественную защиту своих прав в общественных организациях и объединениях;

– создание общественных организаций потребителей.

Каждый продавец (производитель, поставщик) обязан предоставить вам полную информацию о товаре.

Как вернуть товар

Если вы купили некачественный товар, вы вправе потребовать у продавца заменить его, соразмерно уменьшить цену, устранить недостатки, возместить расходы за устранение недостатков, расторгнуть договор купли-продажи и вернуть денежные средства, возместить вред, причиненный вследствие недостатков товара.

Согласно законодательству, вы вправе обменять или вернуть некачественный товар в течение гарантийного или срока годности продукции.

Если вы купили качественный товар, но он не подошел вам по размеру, цвету, форме или разонравился, то вы имеете право вернуть его в магазин в течение 14 дней и получить обратно деньги в той же форме, что и произвели оплату (наличными, безналичными). Сделать это можно только при условии, если товар не был использован и не утратил своих потребительских свойств, а также у вас должно быть доказательство того, что он был приобретен именно у этого продавца. Вернуть его следует в той же упаковке, в которой купили.

Однако не все товары, которые имеют надлежащее качество, вы сможете вернуть. Они перечислены в «Перечне непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату», утвержденном Постановлением Совета Министров Респуб­лики Беларусь от 22 декабря 2018 года № 935 «О некоторых мерах по защите прав потребителей». Следует отметить, что технически сложные товары бытового назначения также включены в данный перечень.

Если потеряли чек…

Чек — не просто доказательство совершения покупки, но и гарантия защиты прав потребителя. Если возникнет спор с продавцом или производителем, этот документ станет самым веским аргументом в вашу защиту. Однако, если вы потеряли или выбросили чек, ваши требования все равно должны удовлетворить. Главное — доказать факт покупки продукции именно у этого продавца. Кроме чека доказательством могут выступать:

– показания свидетелей;

– упаковка товара или ее фрагменты, где имеются отметки об этом продавце;

– документы (квитанция к отрывному талону или приходному кассовому ордеру; инструкция по эксплуатации; руководство пользователя; технический паспорт, оформленный без ошибок);

– иные доказательства, указывающие на приобретение товара у данного продавца.

Чтобы в дальнейшем избежать неприятных ситуаций, споров и быть готовыми к «встрече» с недобросовестными продавцами и производителями, всегда внимательно изучайте товар и информацию о производителе, гарантии, сроках годности и т. п. При покупке берите чек на кассе.

Претензию вы можете предъявить не только продавцу, но и производителю или поставщику либо оставить жалобу в Книге замечаний и предложений.

Если требования не удовлетворены, то потребитель имеет право действовать самостоятельно — обратиться с исковым заявлением в суд по месту жительства истца либо по месту нахождения ответчика. Можно прибегнуть и к помощи местного исполнительного и распорядительного органа, то есть райисполкома.

Не обязательно досконально владеть законами, чтобы суметь постоять за себя. Элементарное знание своих прав окажет вам огромную услугу при предъявлении требований продавцу, возврате товара и получении денежной компенсации.

В управлении экономики Горецкого райисполкома ко Дню потребителя 15 марта 2021 года с 9.00 до 11.00 будет работать горячая линия по вопросам потребительской тематики. Телефон 7-63-32.

Евгения РУБАНОВА,
главный специалист управления экономики райисполкома


Leave a Comment