Какие новшества принес Декрет № 6


12 октября 2021 года Президентом Республики Беларусь подписан Декрет № 6, который предусматривает внесение изменений в Декрет № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций». Это сделано в целях повышения кадрового потенциала государственных органов и организаций, а также реализации изменений, внесенных в Трудовой кодекс. Декрет № 6 вступил в силу 24 октября. Разъяснить, как он применяется на практике, попросили начальника отдела труда и заработной платы управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома Валентину Богачеву.

— Какие новации для работников и руководящих кадров привнесло принятие Декрета № 6?

— Их на самом деле немало. Например, определены требования к характеристике кандидата на должность, установлены дополнительные критерии при приеме на работу в госорганы и организации. В том числе в те, где более половины собственности предприятия принадлежит государству. Также установлена ответственность за нарушение порядка приема на работу, дополнен перечень дискредитирующих обстоятельств увольнения.

— Расскажите подробнее, что представляет собой характеристика и как она оформляется?

— Под характеристикой понимается официальный документ, отражающий профессиональные, деловые и моральные качества работника, сведения о привлечении к дисциплинарной и иной ответственности, отношение к государственным и общественным институтам, иную информацию, подготовленную по форме, установленной Советом Министров Республики Беларусь.

Следует отметить, что Декретом № 5 предусмотрено использование характеристики как при приеме на работу, так и при согласовании с местными исполнительными и распорядительными органами назначения лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности в течение пяти лет после такого увольнения. Соответственно, и в первом, и во втором случае характеристика должна соответствовать всем необходимым критериям.

Требование о выдаче характеристики по установленным форме и срокам, в случае поступления такого запроса, распространяется на всех нанимателей независимо от формы собственности.

— Есть ли какие-то дополнительные требования при приеме на работу в государственные организации?

— При приеме на работу в государственные организации наниматель прежде всего обязан, если иное не установлено законодательными актами, запрашивать характеристики с предыдущих мест трудоустройства за последние пять лет.

Если в указанный период соискатель был занят в нескольких государственных организациях, запрос направляется в последнюю из них. В случае, когда все они являлись негосударственными, характеристика нужна только с последней. Если организации были различных форм собственности, то количество запросов зависит от последнего места работы: государственная — одна характеристика, частная — необходимо сделать два запроса: по последнему месту работы и в последнюю государственную.

При этом характеристики необходимо запрашивать на каждого кандидата в государственную организацию, независимо от того, на какую должность он принимается. А в отношении претендентов на руководящие посты, помимо характеристики, наниматель обязан запросить в органах внутренних дел сведения из единого государственного банка о правонарушениях. Они предоставляются с согласия кандидата на такую должность на бесплатной основе.

— Какая предусмотрена ответственность за нарушение порядка приема на работу?

— В Декрете № 5 установлено, что нарушение порядка приема на работу, назначения на должность, выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков их выдачи признается грубым нарушением трудовых обязанностей.

— Чем дополнен перечень дискредитирующих обстоятельств увольнения?

— Статья 47 Трудового кодекса дополнена новым основанием увольнения — нарушение работником порядка сбора, систематизации, хранения, изменения, использования, обезличивания, блокирования, распространения, предоставления, удаления персональных данных. Данное основание является мерой дисциплинарного взыскания, в связи с чем оно отнесено к дискредитирующим обстоятельствам увольнения.

Указанное основание увольнения применяется без учета порядка и условий, установленных статьями 43 и 46 Трудового кодекса при увольнении по инициа­тиве нанимателя, но с соблюдением требований главы 14 Трудового кодекса и пункта 7 Декрета № 5.

— Расскажите о приведении Декрета № 5 в соответствие с Трудовым кодексом.

— Декрет № 5 дополнен нормой, предоставляющей право руководителю организации (нанимателю) незамедлительно отстранять работника от работы в случае, если он призывает других к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин.

Такое право закреплено в статье 49 Трудового кодекса с 30 июня 2021 г.

Кроме того, определены пределы отстранения от работы при выявлении допущенных нарушений производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекших или способных повлечь причинение организации ущерба.

Подготовил Дмитрий МАХОМЕТ
Фото Михаила ЛЕВЦОВА