Крещение Господне: как правильно отмечать праздник православным, что делать с освященной водой и смываются ли грехи окунанием в прорубь


Благочинный церквей Горецкого округа Могилевской епархии протоиерей Андрей Выговский рассказал, как православным правильно отметить праздник Крещения Господня, смываются ли грехи погружением в ледяную прорубь и что нужно делать с освященной водой.

— Как православным нужно правильно провести праздник Крещения?

— Так же, как и любой другой православный праздник, — в молитве и с благоговением. В белорусском языке слово «праздник» звучит несколько «православнее»: «свята». Т. е. главное в праздновании — святить день, как и сказано в заповеди о субботе. Безусловно, в праздничный день человек не может быть абсолютно праздным, т. е. без дела. Он должен остаться праздным для обыденной суеты, но необходимо трудиться, чтобы сделать себя способным принять благодать Божию, если человек хочет этой благодати. Поэтому нужно потрудиться и прийти на молитву в храм Божий.  Сейчас для этого созданы все условия, так что даже и трудов-то особых не нужно. Люди привыкли, что храм в шаговой доступности, но и этот малый труд не каждый предпринимает. Раньше даже немощные старики ходили в церковь помолиться пешком несколько километров в соседнюю деревню. Я еще так ходил со своей бабушкой и помню, как радовались, когда построили храм в соседней деревне, которая была в трех километрах ходьбы, а не в семи, как раньше. А сейчас молодые и здоровые, с личным транспортом, да и общественный работает, ленятся зачастую прийти в храм, придумывая себе отговорки. Главное, чтобы в праздничный день человека к Богу тянуло сердце.

— Как вы относитесь к окунанию на Крещение в прорубь?

— Как к традиции, относящейся к разряду народных гуляний в их приемлемой форме. И хорошо, если человек относится к этому по-христиански скромно и благоговейно. Т. е. когда он идет в воду, как за Христом, только потому, что «сегодня водное освящается естество». Освящение воды в день Крещения Господня называется в Церкви «Великая агиасма (святыня)». Священник в молитве призывает благодать Божию на всех «причащающихся», «кропящихся» и «мажущихся» этой водой, обозначая тем самым минимум способов принятия (в смысле употребления) этой святыни. Поэтому если православный человек погружается в этот день, то это для него еще один способ принятия агиасмы. Не закаливание, не моржевание, не «смотрите, как я могу», не способ доказать что-то самому себе и т. д., а «слава Богу, я могу так без пагубных последствий, поэтому я погружусь и смиренно буду ожидать, что Господь дарует мне через это действо благодать Святого Духа». Вот в таком случае это духовно полезное дело. В прочих же случаях крещенское погружение ничем не будет отличаться от окунания в ледяную воду в другие дни.

— Смывает ли это грехи?

— Нет, само погружение грехи не «смывает».  Мы можем надеяться только, что Господь оставит нам наши грехи в Таинстве Крещения и Таинстве Покаяния. Но об этих Таинствах отдельный разговор.

— Стоит ли мотивировать родных и близких на крещенское окунание?

— Погружение — это не единственный способ принятия агиасмы, более того не главный. Если человек чувствует в себе силы, у него нет противопоказаний, он абсолютно здоров и имеет горячее желание, то, пожалуйста! Да он и сам окунется. А если человек даже просто боится, что вполне нормально, то зачем его «мотивировать», чтобы вместо молитвы только ахал, заходя в воду? Нет, он может умыться, окропиться или выпить крещенской водички с благоговением. Этого вполне достаточно.

— Как правильно использовать крещенскую воду?

— В Крещенский сочельник, т. е. накануне праздника, 18 января, после Литургии освящается вода. Когда вы придете домой в этот день, можете испить воды или умыться, окропить себя, свое жилище, хозяйство и даже животных, сараи, гумно, хлев и т. д., не боясь попадания святой воды в «нечистые» места. В этот день можно, потому что праздник такой: «водное освящается естество», т. е. вся вода и везде. Верующие привозят освященную воду домой и благоговейно принимают ее ежедневно утром натощак, часто с просфорой. Можно периодически окроплять ею себя и свое жилище. Особенно это необходимо делать тогда, когда нам требуется помощь Божья, например, в болезни, скорби, при нашествии злых мыслей, страхе, для защиты от всяких дьявольских действий, наваждений, когда вся надежда остается только на Бога.

Беседовала Елена АГЕЙЧИК