Круглый стол: безопасность детей — забота общая


ЧП в Светлогорске, когда трое малышей 3-4 лет ушли из детского сада, дошли до железнодорожного вокзала, сели на дизель-поезд и доехали до Жлобина, стало одной из самых обсуждаемых тем в начале января. Какие уроки из случившегося извлекли в нашем районе, что показали проверки прокуратуры, как организованы прогулки и безопасное пребывание дошкольников в детских садах, будут ли установлены в них видеокамеры – на заседании «круглого стола» в редакции газеты обсудили начальник отдела образования, спорта и туризма райисполкома Елена Григорьева, старший помощник прокурора Горецкого района, юрист I класса Александр Дмитриев, заведующая «ДЦРР № 1 г. Горки» Инесса Скокова и педагог-психолог детского сада «Теремок» Валентина Архиреенко.

Как вы считаете, могло ли такое произойти в Горках?

Е. Г.: – Учитывая те меры безопасности, которые принимаются как руководителями учреждений дошкольного образования, так и отделом образования, спорта и туризма райисполкома, я считаю, что в нашем районе такой ситуации быть не могло. Все меры первостепенной важности, которые должны быть обеспечены в соответствии с законодательством, у нас приняты. Все учреждения дошкольного образования имеют огражденную территорию, освещенную в вечернее время, на калитках и воротах установлены запорные механизмы. У нас осуществляется обязательный пропускной режим: организовано дежурство сотрудников на первом этаже, которые четко отслеживают всех находящихся как на территории учреждения, так и тех, кто в него приходит. Пропуск осуществляется только по предоставлению документа, удостоверяющего личность.  Двери в учреждение постоянно закрыты, открытого доступа нет. Приходящий сначала звонит в дверь. Дежурный на первом этаже ее открывает, человек представляется, показывает паспорт, регистрируется в журнале посетителей и только после этого его проведут туда, куда он пришел. Либо за ребенком к воспитателю, либо к заведующему учреждением, либо к социально-педагогической или психологической службе. Естественно, сопровождение детей на прогулку осуществляется двумя лицами для одной группы, что усиливает контроль за тем, как организован досуг детей на улице. У нас невозможна такая ситуация, при которой кто-то из детей выпадает из поля зрения воспитателей и покидает территорию.

– Когда Вы впервые узнали о случившемся в Светлогорске, какими были Ваши первые чувства и действия?

– Конечно, изумление и шок, пожалуй, как и у любой матери или здравомыслящего человека. Главными специалистами отдела было проведено совещание с заведующими дошкольными учреждениями, где еще раз поставили на личный контроль вопросы организации безопасности. Провели дополнительные проверки эффективности функционирования всего того, что необходимо для ее обеспечения. Мониторинг показал, что в дошкольных учреждениях образования принимаются все меры. Никаких нарушений допущено не было, оснований предполагать, что у нас такая ситуация могла бы возникнуть, совершенно никаких нет.

– Александр Михайлович, каково Ваше мнение по поводу возможности повторения светлогорского ЧП в нашем районе?

– Прокуратурой района в ходе осуществления надзорной деятельности уделяется особое внимание обеспечению безопасности несовершеннолетних. В целях выявления и устранения нарушений законодательства каждый год проводятся проверки, результаты которых тщательно анализируются. Я все-таки не исключаю, что могло быть такое и в Горках. В прошлом году летом планово проверялись все дошкольные учреждения образования. В одном из детских садов в Горках были выявлены недостатки при организации пропускного режима, а именно: дверь, ведущая внутрь здания детского сада, расположенная с торцевой стороны, была открыта настежь. Не заперта была и парадная дверь, что позволяло беспрепятственно пройти в здание и перемещаться по внутренним помещениям. Нас обнаружили только спустя 10 минут, работник случайно вышел из кухни. Контроль за посещением учреждения образования посторонними лицами не осуществлялся. Заведующая данным дошкольным учреждением образования на день проверки пояснила, что пропускной режим у них осуществляется только с утра, когда родители приводят детей, и в конце рабочего дня, когда они начинают их забирать.

В качестве положительного примера следует отметить, что наиболее безопасные условия по соблюдению пропускного режима были созданы в ГУО «Ясли-сад «Теремок» г. Горки», где на момент посещения все входные двери в здание были закрыты, имелось соответствующее объявление об организации пропускного режима, парадная дверь была открыта только после звонка. Во всех остальных детских садах г. Горки входные двери, как правило, были открыты, но там присутствовали работники.

По результатам проверки прокуратурой района вносилось представление начальнику отдела образования, спорта и туризма райисполкома, в котором, наряду с иными недостатками, были указаны и озвученные. По итогам рассмотрения представления к дисциплинарной ответственности привлечен ряд должностных лиц, в том числе 3 руководителя дошкольных учреждений образования.

В СМИ писали, что одной из причин случившегося было отсутствие нянечки, у которой рабочий день завершился в пять часов вечера. А как у нас организованы прогулки?

И. С.: – В нашем детском саду дети ходят на прогулки 2 раза в день: утром с 10.50 до 12.00 и вечером с 16.20 до 17.20. В зависимости от возраста колеблется и их продолжительность, от часа до 1 ч. 15 мин. Старшие дети одеваются сами, младшим помогают воспитатель и его помощник. На улицу выходят только вместе, всей группой: впереди воспитатель, в конце обязательно помощник воспитателя. В его обязанности входит постоянное нахождение на площадке. Есть методика проведения прогулки, куда входят и наблюдение, и беседы с детьми, и подвижные игры, и труд на природе.

А. Д.: – За территорию учреждения без сопровождения взрослых детям категорически запрещено выходить.

– Какова продолжительность рабочего дня помощника воспитателя?

И. С.: – В нашем дошкольном учреждении помощники воспитателя работают до 18.20. Воспитатель на рабочем месте с 7.00 до 19.00. Первая смена с 7.00 до 13.00, вторая с 13.00 до 19.00.

Е. Г.: – Дополню по остальным учреждениям. Если соблюдение режимных моментов требуют присутствия двух человек, воспитателя и его помощника, то они обеспечиваются двумя людьми в любом случае. В зависимости от расписания самого учреждения и составляется график работы помощников воспитателя таким образом, чтобы все режимные моменты были неукоснительно соблюдены.

Удивило также, что никто не остановил малышей, которые шли одни по улице, на вокзале самостоятельно взобрались в высокий вагон. Их заметил работник железной дороги уже при отправлении дизель-поезда и сказал машинисту.

Е. Г.: – К сожалению, равнодушие и безразличие все больше становятся характерными для людей.

А. Д.: – Когда малыши одни идут по улице, конечно, надо было их остановить и спросить, где родители. Если папы и мамы рядом нет, сообщить в органы внутренних дел, где есть инспекция по делам несовершеннолетних, которая занимается фактами бродяжничества и самовольного ухода детей. Безнадзорность – это один из признаков социального неблагополучия и является основанием для признания ребенка находящимся в социально опасном положении.

– А как родителям надо воспитывать своих детей, чтобы они могли отказаться от сомнительных предложений друзей самовольно покинуть детский сад?

В. А.: – Вопрос безопасности актуален для детей всех возрастов. Дошкольники любознательны, на основе этого свойства идет психическое развитие ребенка, он познает окружающий мир, у него развиваются речь, мышление, интеллект. Хотелось бы напомнить родителям, что в первую очередь именно они несут ответственность за воспитание и развитие детей. Именно от них зависит, как сложится дальнейшая жизнь ребят.  Дети подражают и копируют поведение и привычки, которые видят от эмоционально значимых взрослых людей. Поэтому именно папы и мамы должны быть примером для своих сыновей и дочерей. Если, например, в детском саду учат, что нельзя переходить дорогу на красный свет, а мамочка с ребенком выходит на проезжую часть, вопреки запрещающему сигналу светофора, то сынок или дочка сделают то же самое. Детки дошкольного возраста внушаемы, и в первую очередь родители должны преду­преждать их об опасностях, рассказывать, что с незнакомыми нельзя разговаривать на улице, не садится к ним в машину, какие бы сладости ни предлагали, не уходить без разрешения взрослых из детского сада. Нужно помнить, что огромную роль играет и семейная обстановка. Будут счастливы и спокойны родители – будут счастливы и уравновешенны их дети.

– Какие уроки извлекли из случившегося? В Светлогорске спонсоры приобрели видео­камеры, которыми оснастили детские сады.

Е. Г.: – Сегодня те меры, которые у нас приняты, достаточны для организации безопасности детей. Мы с коллегами обсуждали возможность приобретения видеокамер. Установка одной и ее обслуживание стоит больших денег, которые сегодня не совсем оправданы, поскольку существующая система мер безо­пасности дает свой эффект. При этом предотвратить подобное видео­камеры не смогут. Это больше стимул для взрослых качественно выполнять свои обязанности и хорошее подспорье для проведения расследований.  Больший упор следует делать на работу с воспитателями, обслуживающим персоналом и на укрепление тех мер безопасности, которые существуют сегодня. В России в большинстве школ и гимназий есть служба безопасности. Это целая система пропускного режима с использованием специальных электронных карточек. Введение штатной единицы специалиста по охране, специально обученного, во многом помогло бы снизить дополнительную нагрузку на работников учреждений образования. Если кто-то из родителей считает возможным в детские сады, которые посещают их дети, приобрести видеокамеры, мы будем благодарны за такой подарок.

А. Д.: – Наиболее эффективным считаю постоянный контроль за работниками и внеплановые, без предупреждения, проверки.

И. С.: – У нас звонки стоят на каждой двери. Мы еще раз тщательно проверили все входы и выходы из детского сада. Провели беседы с родителями о мерах безопасности, напомнили им о необходимости лично передавать ребенка воспитателям, предупреждать о самочувствии. Забирают детей из сада только законные представители старше 17 лет. Если родители хотят, чтобы ребенка отдали бабушке, заранее пишут заявление установленной формы.

– Давайте подведем итоги обсуждению.

Е. Г.: – Важно помнить, что безо­пасность наших детей – это задача не только отдельно родителей, отдельно воспитателей, но и каждого человека. Если бы в Светлогорске свои функциональные обязанности в полной мере добросовестно выполнили воспитатель и его помощник, если бы проходящие люди не отнеслись безразлично, а остановили детей, если бы родители этих мальчиков провели соответствующую работу с ними, то, наверное, этой ситуации не было бы в принципе. Когда все три стороны (родители, работники образования и общественность) будут максимально внимательными и неравнодушными, наши дети будут находиться в безопасности.

Беседовала Елена АГЕЙЧИК.

Фото Михаила ЛЕВЦОВА.


Leave a Comment