От теории к практике


В первой половине дня студенты-первокурсники и второкурсники факультета биотехнологии и аквакультуры БГСХА занимаются в аудиториях учебных корпусов, а с 16.00 до 20.00 работают на учебно-научно-производственной молочнотоварной школе-ферме РУП «Учхоз БГСХА». Помогают кормить, доить и ухаживать за животными, учатся диагностировать у буренок мастит, проверять качество молока, убирают производственные помещения. Чтобы процесс подготовки будущих аграриев был постоянно  практикоориен­тированным, Минис­терство сельского хозяйства и продовольствия рекомендовало академии организовать в течение всего учебного года сколь­зящий график  прохождения практик для студентов 1 и 2 курсов факультетов агрономического, биотехнологии и аквакультуры, механизации сельского хозяйства. Первыми после теоретических занятий в аудиториях после обеда надели специальные халаты, шапочки и бахилы будущие зооинженеры. Каждый день они в составе групп по 10 человек в свободное от учебы время в течение четырех часов осваивают тонкости организации производственных процессов на современной фабрике молока.

–   Для наших студентов это очень значимый опыт, – сказал ответственный за практическое обучение на факультете биотехнологии и аквакультуры, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Александр Дуктов. – Во время практики летом они видят только один сезон кормления и содержания животных. Однако рационы в разные периоды существенно отличаются. Летом – это зеленая масса, зимой – консервированные корма: сенаж и силос. Таким образом, увидев на практике в школе-ферме, как организован производственный процесс в течение года, студенты получают полное представление об алгоритме действий в разные периоды времени и лучше усваивают материал. Они видят все преимущества и недостатки, могут проанализировать ситуацию и сделать выводы, которые имеют практическое значение.

Поддерживают нововведение и студенты, которые поделились своими впечатлениями от практических мастер-классов.

На такой практике мы получаем более полное представление о том, чем будем заниматься в будущем. Недаром говорят, лучше увидеть своими глазами и попробовать на практике, чем по книжкам теорию учить. При этом всегда можно сразу задать уточняющие вопросы и на месте разобраться в проблемных ситуациях, – сказала второкурсница Виктория Шпакова.

Это большое подспорье в учебе, — добавляет Александр Швед. — Мы усваиваем материал, учимся обращению с животными, видим условия их содержания и рационы кормления, какие проблемы решаются для увеличения производства продукции. Учимся определять показатели микроклимата, чтобы животным было комфортно.

Для первокурсниц Вероники Какошко и Лизы Жариковой, специализирующихся на птицеводстве, приезд на школу-ферму стал замечательной возможностью увидеть будни зоотехников, как содержат и чем кормят буренок и телят, оценить разные типы доильных установок и даже попробовать поработать на них. Студентки побывали также в родильном отделении, приняли участие в диагностике мастита у коров, научились обращаться с животными, когда их направляют в доильный зал, освоили алгоритм требований технологического регламента по подготовке буренок к доению и после него. «Для нас все было в новинку и в будущем пригодится, — призналась Вероника. – Технолог производства должен быть профессионалом своего дела и глубоко разбираться не только в своей основной специализации – птицеводстве. Я, например, хотела бы работать на свиноводческих или молочнотоварных комплексах». Кстати, Вероника в свое время не сразу определилась с выбором будущей профессии. Выпускница Толочинской школы в прошлом году сначала поступила на дошкольный факультет МГУ имени А. Кулешова, но на следующий день после зачисления передумала и забрала свои документы. Подала их в Оршанский медколледж на фельдшера-акушера, но решила, что и это не ее призвание. Чтобы не терять год, получила профессию продавца-оператора связи в лицее текстильщиков. И по совету друзей поступила в академию. «Первые месяцы учебы не разочаровали, а во время этой практики на школе-ферме еще раз убедилась в правильности своего решения. Я люблю животных. Управлять процессами производства в животноводстве – это интересно и всегда будет востребовано в экономике», — сказала Вероника.

Заведующий школой-фермой Александр Попко помощниками доволен и считает решение о круглогодичной практике студентов своевременным. «Наши животноводы трудятся до 16 часов. А потом их подменяют студенты. Все виды работ, что делают животноводы и должны знать зоотехники, они выполняют. Ребята очень хорошие, помогают убирать помещения, кормят и сортируют животных, оказывают помощь при растелах в родильном отделении. Да и мы присматриваем себе будущих работников. Первокурсники сами просятся доить животных. Особенно им нравится установка «карусель». Есть и такие, которые вообще не видели буренок. Ребята занимаются и с телятами, и с коровами. Все периоды выращивания 389 животных, содержащихся на школе-ферме, у них перед глазами».

Подобные практики по своей специализации проходят также на производственных объектах будущие агрономы и инженеры по обслуживанию сельхозмашин.

Елена АГЕЙЧИК.

Фото Александра ГУРИКОВА.


Leave a Comment