Профессия офицера стала семейной


Служба в Вооруженных Силах — почетная обязанность каждого гражданина своей страны. Армия делает из юношей настоящих мужчин. Недаром ее называют важной школой жизни. У каждого служившего остались свои воспоминания о годах армейской службы, товарищах, с кем всегда найдется о чем поговорить. А некоторые, отслужив срочную службу, поработав «на гражданке», принимают решение связать свою дальнейшую жизнь с военной службой, с армией.

Виктор Белоус, ныне майор запаса, а в семидесятых годах прош­лого столетия лейтенант, пришел на службу в армию с хорошим опытом организаторской работы, статусом авторитетного грамотного руководителя — с должности первого секретаря Горецкого райкома комсомола. На тот момент за плечами молодого человека, уроженца Бешенковичского района Витебщины, была срочная служба в Одесском пограничном отряде, учеба в Белорусской сельскохозяйственной академии, активная комсомольская деятельность на факультете и в вузе, работа инструктором в Могилевском областном комитете ЛКСМ (б). Успешная комсомольская работа, прекрасные организаторские и личные качества открывали хорошие перспективы для дальнейшей работы в обкоме комсомола. Но Виктор Федорович выбрал армию. Пошел в райвоенкомат, написал рапорт.

Дальний Восток, Хабаровский край, строительство Байкало-Амурской магистрали стало местом службы лейтенанта Белоуса, принятого на должность замполита роты. В его задачи входила идеологическая и воспитательная работа с личным составом.

Жену и маленького сына забрал с собой только во время первого отпуска. А сначала поехал один, обустроил быт, хотя для существовавших там, в глухой тайге, спартанских условий это громко сказано. Как шутит Виктор Федорович, до военных в тех местах прошли только геодезисты. Расстояние до ближайших поселков — сотни километров, но для Сибири это называется рядом.

Трудности не очень пугали молодежь. Привыкли и к суровым климатическим условиям восточной Сибири, где зимой стояли морозы 35-40, а то и 50 градусов, а летом — 35-40 жары. Как вспоминает Виктор Федорович, половину стройки железной дороги, с запада до столицы БАМа Тынды, осуществляли гражданские, а с восточной части до Комсомольска-на-Амуре — прокладывали военные строители.

— Наши инженерные войска полностью строили пути, мосты, эстакады, путепроводы, — рассказывает собеседник. — Приходилось очень много взрывать, местность такая — сопки и тайга.

Всесторонне подготовленный, грамотный, усердный и активный молодой офицер Виктор Белоус стал для подчиненных образцом выполнения гражданского и воинского долга. Учил солдат строго соблюдать дисциплину, проявлять старание в службе. Учил солдатской дружбе и товариществу, взаимовыручке, честности и порядочности.

Замполит пользовался большим авторитетом у солдат и сослуживцев. Об этом свидетельствует один из эпизодов в период строительства БАМа. Прежде чем проложить путь по тайге, проводили мощные взрывы. Перед каждым предупреждали людей сигнальной ракетой. Однажды ранней весной при очередном взрыве ракета, перелетев через реку, упала в тайгу, и начался пожар. На его ликвидацию бросили роту солдат под руководством В. Ф. Белоуса. Сибирские реки — это не только бурное течение, но и леденящий холод даже в жаркий летний период, а тут по берегам еще льдины не растаяли. Понятно, что никакого моста нигде и в помине не было. Солдаты, дойдя до реки, как по команде, один за другим гуськом вошли в воду. Ни один не дрогнул, ни у кого из них не было даже намека на то, чтобы не выполнить приказ. «Молодцы ребята,» — с гордостью за своих солдат говорит Виктор Федорович. Благополучно перебравшись на другой берег, быстро потушили пожар и опять форсировали водную стихию. Удивительно, но после такого «крещения» никто не заболел.

Служба на Дальнем Востоке растянулась на восемь лет. За это время было построено более 700 километров железной дороги. Работа проходила в очень сложных климатических, геологических условиях, по сути, требовалось огромное напряжение сил людей, порой граничащих с пределом человеческих возможностей. Безусловно, они совершили трудовой подвиг. Об этом периоде службы напоминают не только фотографии тех лет, но и медаль «За строительство БАМа».

Затем были переводы на новые места службы в Тюмень, Омск… Из армии майор Белоус ушел в 1992 году по сокращению штатов. К тому времени уже не было великой советской державы. Семья, в которой росли двое детей, приняла решение вернуться в Беларусь. Квартиру в Омске обменяли на жилье в Марьиной Горке. Но и здесь с работой не повезло: дивизию расформировали, много офицеров остались безработными.

Вернулись в Горки, на родину жены Ларисы Евгеньевны. Виктор Федорович поначалу работал в академии воспитателем в общежитии, заведующим, позже перешел в райвоенкомат. В отделе по работе с призывной молодежью проработал шесть лет. Это тоже нелегкий участок деятельности, где отлично пригодился опыт и авторитет военного офицера. Беседы с призывниками, с их родителями, встречи, дискуссии, розыск тех, кто не желал служить в армии.

По стопам отца пошел сын. Майор внутренних войск Сергей Белоус служит в Горках. Профессия офицера стала семейной династией.

Галина КОЖЕВНИКОВА.

Фото Михаила ЛЕВЦОВА.


Leave a Comment