Профильные классы: кто и на каких условиях может поступать


С нового учебного года в 10-11 классах учреждений общего среднего образования вводится профильное обучение. Оно предусматривает изучение предметов на повышенном уровне и проведение профессионально ориентированных факультативных занятий. При этом изучение учебных предметов на повышенном уровне будет проводиться в режиме пятидневной учебной недели, а изучение факультативных занятий рекомендуется проводить в шестой школьный день.

Кто принимает решение об открытии профильных классов

Решение об открытии профильных классов в конкретном учреждении образования будет принимать его руководитель, согласовывая это решение с учредителем. Профильный класс может быть открыт только при соблюдении комплекса условий. Среди этих требований — наличие в учреждении образования необходимых кадровых, материально-технических и учебно-методических ресурсов. В частности, необходимо иметь оснащенные учебные кабинеты физики, химии, биологии и др., позволяющие в полном объеме реализовать практическую часть учебных программ для повышенного уровня по соответствующим учебным предметам.

При принятии решения об организации профильного обучения необходимо разработать и реализовать систему непрерывного повышения квалификации. До начала 2015/2016 учебного года все педагогические работники, которые будут работать в профильных классах, должны повысить свою квалификацию.

Как будет проходить зачисление

Зачисление учащихся в 10-е профильные классы школ и учебно-педагогических комплексов будет проводиться на конкурсной основе по результатам 9-и классов. При этом отметки по профильным предметам должны быть не ниже 7 баллов, а средний балл свидетельства об общем базовом образовании — не ниже 6. Пойти учиться в 10-й профильный класс можно в любом учреждении образования при наличии свободных мест.

Победители третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по соответствующим (профильным) учебным предметам будут зачисляться в профильные классы без учета среднего балла свидетельства об общем базовом образовании и отметок по профильным предметам.

Что касается лицеев, то прием в 10-й класс будет проводиться по конкурсу на основе вступительных испытаний. Те ребята, которые получили общее базовое образование в гимназиях, по желанию могут продолжить образование в 10 классе без сдачи вступительных испытаний и проверки способностей в области отдельных видов искусства.

Кроме того, всем учащимся предоставлена возможность изучать все учебные предметы на базовом уровне.

Какими могут быть профильные классы

Модель 1: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне одинаковые учебные предметы.

Модель 2: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне разные учебные предметы.

При реализации этой модели возможны два варианта. Первый — один учебный предмет, изучаемый на повышенном уровне, является одинаковым для всех, а другие учебные предметы — разные для разных учащихся.

Второй вариант — в одном 10 классе сформировано несколько профильных групп с разным набором обоих учебных предметов, изучаемых на повышенном уровне (мультипрофильное обучение).

Модель 3: объединение в одном классе учащихся, изучающих отдельные учебные предметы на повышенном уровне и изучающих все учебные предметы на базовом уровне (за исключением гимназий и лицеев).

Как будет разрабатываться учебный план

Министерство образования предлагает осуществлять разработку учебного плана учреждения общего среднего образования по следующему алгоритму. Учащимся и их законным представителям предлагается типовой учебный план средней школы (гимназии, лицея), в котором предусмотрено количество учебных часов для изучения учебных предметов на базовом и повышенном уровнях. Учащиеся определяют два учебных предмета, которые будут изучать на повышенном уровне, и передают свои предложения администрации учреждения образования.

На основе этой информации и с учетом возможностей учреждения образования будет определяться количество направлений, по которым учащиеся желают обучаться. Это может быть всего несколько конкретных направлений (например, физико-математическое и химико-биологическое; химико-биологическое и гуманитарное) или достаточно большой набор сочетания учебных предметов для изучения их на повышенном уровне. Исходя из этих данных и формируются профильные группы учащихся.

Для чего нужны педагогические классы

В учреждениях общего среднего образования могут открываться классы профессиональной направленности для ориентации на получение педагогических, военных и других специальностей. Педагогические классы формируются по тем же правилам, что и обычный профильный класс.

Ребята, которые проходят обучение в педагогических классах, будут изучать на повышенном уровне те предметы, учителем которого они планируют стать в будущем. Кроме того, они должны обязательно освоить программу факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию. X-XI класс».

Сегодня рассматривается возможность особого порядка приема в вузы на педспециальности для тех ребят, кто окончил педагогические классы.

belta.by


Leave a Comment