У православных 20 февраля началась Масленичная (Сырная) неделя, предваряющая Великий пост


 

Печать

Название недели и ее главного праздника – Масленицы, а также церковные – Сырная и Мясопустная, указывают на ограничение в пище в последнюю неделю перед наступлением Великого поста. Церковь предписывает отказаться от мяса, употреблять можно только яйца, молоко, сыр, брынзу или рыбу.

В это время принято печь блины и готовиться к встрече весны.

По традиции Масленица широко отмечается народными гуляньями, забавами и играми, а также угощением блинами. Размах народных гуляний напрямую связан с поверьями: в старину считалось, что смех и веселье в эту неделю принесут изобилие и благополучие в дом, потому веселиться нужно как можно больше. В селах на Масленицу устраивали кулачные бои, ели блины на скорость, взбирались на столб за призами, купались в проруби и боролись с медведями.

Каждый день Масленичной недели имел свое значение.

Понедельник начинался встречей Масленицы. Молодежь и детвора из соломы сооружали чучело, наряжали его и возили по деревне на санях с веселыми прибаутками, затем водружали на высокой горке. С нее и катались, причем считалось, кто дальше съедет, у того лен выше и гуще будет. Молодежь, собравшись в компанию, ходила по домам с песнями, а хозяйки угощали всех свежеиспеченными блинами.

Веселые забавы набирали оборот со вторника – на то он и «заигрыш». Народ веселили скоморохи, ряженые, устраивались медвежьи потехи и кукольные театры; все катались на санях, особенно тройках. «Заигрыш» также служил сватовству. Во время совместных забав парни присматривались к девушкам, выбирая себе будущую жену. Девицы тоже времени даром не теряли и оценивали кавалеров, строили им глазки. По окончании Великого поста уже игрались свадьбы.

Знакомая всем поговорка «к теще на блины» возникла благодаря традиции третьего дня масленичной недели. В среду заботливые тещи готовили богатый стол и звали зятьев отведать угощений. Подавались блины с маслом, сметаной, медом, вареньем. Во многих семьях варили пиво и потчевали гостей хмельным напитком. Угощали не только зятьев, но и многочисленную родню.

В четверг все – от мала до велика – собирались на массовые гулянья. Развлекались кулачными боями, брали снежные крепости, пели песни, смеялись над скоморошьими потехами, катались на качелях. Целые санные поезда под веселый гам и смех, перезвон колокольчиков разъезжали по деревням и поселкам. И, конечно, с аппетитом поедались не только блины, но и прочие вкусности.

За тещины блины в пятницу нужно было благодарить особым образом – приглашать тещу к себе в гости. Зятю полагалось накануне лично позвать вторую маму, и на это застолье собиралась также многочисленная родня. Теща еще с вечера посылала в дом зятя посуду для блинов и все необходимое для их выпечки. Тесть же отправлял мешок гречневой крупы и сливочное масло. И зять обязательно соблюдал традицию – обычаи чтили и уважали.

Суббота была трудным днем для молодой жены: в гости на обильное угощение звали сестер мужа – золовок. Приходили и другие родственники супруга, чтобы оценить хозяйские таланты новоиспеченной жены. В компанию к незамужним сестрам мужа принято было звать своих подружек, а если сестрицы супруга уже имели семьи, то невестка приглашала только замужних подруг. Кроме щедро накрытого стола, обычай предписывал одаривать золовок подарками. Зато, если все проходило удачно, молодой хозяйке были гарантированы почет и уважение. И часто – дружеские отношения с золовками.

Завершается неделя Прощеным воскресеньем. На большом костре сжигалось чучело Масленицы, обряд сопровождался песнями, танцами, хороводами, забавами и саночными катаниями. Зиму таким образом провожали, давая дорогу грядущей весне. А в храмах после вечерней службы совершался особый церковный Чин прощения. В течение дня верующие просили друг у друга прощения за все причиненные обиды, чтобы вступить в Великий пост примиренными.

Пасха в этом году приходится на 16 апреля, она совпадает с католической.

www.mlyn.by


Leave a Comment