Впервые в Горецком районе появится иппотерапия для реабилитации детей


Семилетние солнечные девчонки Даша Катушонок и Алина Тимошкова каждое утро с радостью собираются на занятия и бегут навстречу друг к дружке с протянутыми руками. «Привет», – выговаривает Даша. Родились малышки с синдромом Дауна. Они не лучше и не хуже других. А «особенными» их называют потому, что они нуждаются в особенных условиях для  воспитания и обучения, которые созданы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, распахнувшем свои двери в 2001 году. Каждое утро автобус отдела образования, спорта и туризма райисполкома доставляет из Горок, а также аг. Паршино и д. Квартяны ребятишек сюда на занятия.

Это единственное учреждение специального образования в районе, которое оказывает коррекционную, психологическую, медицинскую, педагогическую помощь детям с особенностями психофизического развития от 0 до 18 лет, а также координирует работу педагогов в учреждениях дошкольного образования и в школах, где действуют 13 классов интегрированного обучения и воспитания и 11 пунктов коррекционно-педагогической помощи.

– Наша главная задача – обследовать каждого ребенка и диагностировать детей с особенностями психофизического развития, чтобы как можно раньше начать оказывать коррекционно-педагогическую помощь и  социально адаптировать наших воспитанников в обществе, – подчеркивает Елена Крышталева, заместитель директора Горецкого центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

IMG_1156-15

За 2014 год специалисты центра обследовали 415 детей, из них 385 зарегистрировали в банке данных для оказания специализированной помощи. Медики и педагоги бьют тревогу: с  каждым годом количество деток с различными нарушениями в развитии растет. Если в 2013 году на учете состояли 367 человек, то сегодня уже 391. Охват коррекционно-педагогической помощью в районе очень высокий – 97,3 %. При этом благодаря высококвалифицированным специалистам, к концу учебного года этот список станет меньше на 50 детей, которым вовремя помогли исправить различные нарушения речи.

В центре успешно функционируют дошкольная группа, специальный класс, кабинет ранней комплексной помощи (с рождения до 3-х лет), а также проводятся индивидуальные коррекционные занятия с учителем-дефектологом, которые посещают 46 детей с тяжелыми нарушениями речи. Семь ребят с различными нарушениями (тотальной слепотой, тяжелой интеллектуальной недостаточностью и нарушениями в эмоционально-волевой сфере, детским церебральным параличом) специалисты обучают на дому.

В специальной дошкольной группе центра воспитываются 6 детей с синдромом Дауна и двое ребят с интеллектуальной недостаточностью и ДЦП. В ближайшее время в расписании занятий солнечных детей и ребят с диагнозом ДЦП появится новый вид реабилитации – иппотерапия, или лечебная верховая езда.  Прогулки на лошадях благотворно влияют на развитие эмоционально-волевой сферы, снимают спазм и улучшают мышечный тонус у детей.

Обучающиеся и воспитанники центра посещают не только коррекционные занятия. Они здесь играют, ходят на прогулки, общаются друг с другом, участвуют в различных воспитательных и спортивных мероприятиях, концертах и праздниках, в выставках-конкурсах, с удовольствием  поют и танцуют. Для них организовано в центре 3-х разовое бесплатное питание. Есть сенсорная комната, оснащенная необходимым оборудованием.

За специальными партами в уютном классе занимаются ученики 5 класса, они обучаются по программе 2 отделения вспомогательной школы. Юля и Никита признаются, что самый любимый их предмет – математика. А еще им нравится разучивать стихотворения к праздникам, делать поделки и выступать на сцене. На отборочном туре республикан-ского фестиваля художественного творчества «Вясёлкавы карагод» они представили танцевальную композицию «У самовара». Ежегодно дети участвуют в областном конкурсе по развитию двигательной активности «Усе разам».

Один из акцентов в деятельности центра – инклюзивное образование, то есть создание условий для эффективного взаимодействия детей с особенностями психофизического развития с ребятами из других учреждений образования. Частые гости здесь студенты-волонтеры клуба «Чуткие сердца» БГСХА, учащиеся СШ
№ 1 и СШ № 4, которые устраивают театральные представления, концерты, приносят подарки.

Здесь рады малейшим достижениям воспитанников, которые, на первый взгляд, кому-то могут показаться примитивными. Для одних успех – это научиться говорить, различать цветы и формы, списывать, читать вывески магазинов, а для других – самостоятельно взять ложку и покушать, обслужить себя. По мнению специалистов, при правильно организованной коррекционно-педагогической работе большинство «особенных» детей  могут вести самостоятельную и полноценную жизнь, выполнять посильную работу.

Родители очень благодарны коллективу центра за внимание, заботу и терпение по отношению к их детям. Они признаются, что, глядя на спокойствие и жизнерадостность педагогов, сами заряжаются оптимизмом. Много полезной информации, советов и консультаций они получают на заседаниях родительского клуба «Островок надежды». Работают педагоги в одной команде с родителями. Так что «особенные дети» такие, как все, со своими способностями и желаниями, для реализации которых в районе создали все условия.

Елена АГЕЙЧИК,

ageychikelena@mail.ru.

На снимках: Елена Крышталева проводит занятия по обучению грамоте; Алина и Даша на коррекционном занятии с применением ростовых игрушек у учителя-дефектолога Юлии Ковалевой.

Фото Михаила ЛЕВЦОВА.

Что значит для детей посещение такого центра, мы спросили родителей.

Многодетная мама Елена Катушонок:IMG_1144

— Это большая поддержка, а для меня – отдушина. Ведь у мамы нет выходных. В 2007 году у нас с мужем Николаем родился здоровый ребенок Станислав. А через год появилась Даша. Мы ожидали рождения здоровой малышки. О том, что у нее будет синдром Дауна, врачи нам сказали на 7 месяце беременности. Растерянность, шок, ощущение полного тупика, когда не знаешь, что делать и как поступить. Но не возникало даже и мысли, чтобы оставить свою кровиночку. Когда Дашеньке было всего 3 недели, в нашем доме появились специалисты центра, которые стали нашими добрыми ангелами-хранителями. Они приходили к нам на протяжении 3-х лет, консультировали, занимались с малышкой. А когда в три года Даша начала самостоятельно ходить, мы сами отправлялись в центр.

Раньше дочка очень боялась общества, от звуков музыки паниковала и плакала. Сейчас спокойно реагирует на людей, не боится их. У нас появилась возможность выходить с ней на праздники в город. Даша научилась здесь самостоятельно кушать, танцевать, делает это с удовольствием, очень любит рисовать. Ей очень интересно на занятиях. Но самое главное – она начала разговаривать. Слышать ее простые слова, пусть и не совсем четкие, «мама, папа, дай, пить, ням-ням» для нас огромная радость.

Не скрою, нам страшно было решиться на рождение третьего ребенка, но очень хотелось иметь здоровую дочку. Нашей Наденьке уже 4 года. Причем Даша стала активнее пытаться выговаривать звуки и слова, повторяя их вслед за Надей.

Государство очень помогает многодетным семьям. В детском саду у нас 50 % оплата за питание Нади, а в школе Стас и Даша в центре кушают бесплатно. Мы построили 3-комнатную квартиру, которая обошлась в 25 % от стоимости. Это огромное подспорье.

Елена Тимошкова:

IMG_1132-15

— Для наших детей центр – это второй родной дом. Я узнала о том, что у дочери Алины синдром Дауна, только после ее рождения. Хотя лежала на сохранении в больнице и не раз проходила УЗИ.

Мы с мужем Валерием очень довольны, что дочь посещает центр. Алина раньше была неспокойной, даже могла замахнуться игрушкой, очень замкнутой, предпочитала держаться в стороне от других детей, только наблюдала за ними, а когда  слышала музыку, то и вовсе закрывала руками уши. Усадить ее или уложить спать было невозможно. Сегодня она с удовольствием приходит на занятия и очень многому научилась. Даже танцевать начала. А в этом году участвовала в «Вясёлкавым карагодзе», где вместе с другими девочками с синдромом Дауна исполнила танец цветов. Приучилась к режиму. С удовольствием идет на зарядку, спокойно сидит вместе с другими детьми на занятиях и выполняет все, что требуется. Конечно, нам очень хочется, чтобы доченька опять заговорила. После операции (у нее был порок сердца), она замолчала.

Это замечательно, что в Горках районная власть поддерживает семьи, воспитывающие таких детей. Раньше мы снимали жилье. А под Новый год председатель райисполкома Владимир Пискижев вручил нам ключи от 2-комнатной социальной квартиры.


Leave a Comment