Проблема нашего времени — игровая зависимость


Сегодня игровая зависимость — одна из наиболее распространенных проблем воспитания юных граждан, которой подвержены, главным образом, дети от 8 до 18 лет.

До семи лет ребенок не в состоянии провести четкую грань между вымыслом и настоящей жизнью. И если в столь нежном возрасте малыш «ныряет» в компьютерные игры и телевизор, они становятся его реальностью. А ведь опыт, приобретенный в первые семь лет жизни, во многом формирует наши жизненные установки и ценности. Какой же «багаж» получает юный геймер? Согласитесь, виртуальный мир, на первый взгляд, может показаться куда интереснее реального: на мониторе краски ярче, события меняются с какой угодно скоростью, а для победы не нужно прилагать особых усилий. В результате малышу становится неинтересно исследовать окружающий мир. Такой ребенок не видит для себя иного способа получения удовольствий, кроме как с головой уйти в суррогатные эмоции и переживания.

Чаще всего в компьютерную зависимость попадают именно мальчишки. Над ними висит сложившийся стереотип: ты должен быть сильным. В итоге ребята вынуждены постоянно подавлять свои истинные чувства и эмоции. Им «зона продуктивного одиночества» жизненно необходима и, если в реальности эта ниша отсутствует, подросток будет создавать ее искусственно.

Зависимость (любая: алкогольная, эмоциональная, компьютерная) говорит о том, что у человека нарушены контакты с его ближайшим окружением. Задумайтесь: как вы общаетесь с ребенком, есть ли у вас доступ в его внутренний мир? Вместе с тем, важно помнить, что у каждого явления есть как негативная, так и позитивная сторона. Зачастую в виртуальный мир с головой погружаются очень чувствительные и творческие детки с тонкой душевной организацией. Задача родителей — помочь ребенку раскрыть свой потенциал.

Дети, попавшие в игровую зависимость, постепенно меняются и довольно сильно. Начинаются проб­лемы с учебой, падает внимание, исчезают какие-либо интересы вне игр.

Как бороться с игровой зависимостью?

В первую очередь, не запрещать. Агрессивная позиция родителей приведет к установлению между родителями и ребенком барьера. Причем он все равно будет играть, но вне дома: в школе, у друзей.

Нельзя насильно отобрать у ребенка компьютер, не дав ему ничего взамен. Следует изменить стереотипное поведение. Вместе играйте с ним в игры, имеющие развивающую направленность. Устанавливайте и углубляйте контакт с вашим ребенком.

Другой важнейший аспект — формирование интересов, не относящихся к компьютерному миру. Так, спортивная секция, где он может заниматься карате, футболом, ездой на роликах, скейтборде, может стать хорошей альтернативой игромании, поскольку там он будет общаться с другими детьми, у которых также интересы находятся вне мира игр.

Помните, что вы сами являетесь примером для вашего растущего малыша. Если вы постоянного сидите в «ВКонтакте» или «Одноклассниках», разговариваете по телефону, то показываете ребенку, что именно так нужно проводить время. Разговаривайте по душам, читайте вместе книжки, делитесь пережитыми впечатлениями, организуйте совместный досуг с ребенком, спортивные игры, поездки на природу, рыбалку, лыжные трассы и пр.

Кристина БРЫГИНА,
педагог-психолог УЗ «Горецкая ЦРБ»


Leave a Comment