Родоначальник династии железнодорожников


4 декабря 2021 года исполняется 100 лет со дня рождения уроженца Горецкого района, доктора технических наук, профессора Циркунова Григория Артемьевича.

В начале 1950-х годов прошлого столетия возникла острая необходимость в подготовке высококвалифицированных специалистов по руководству эксплуатационной работой на железнодорожном транспорте для Белорусской, Прибалтийской и других железных дорог Западного региона СССР. С целью подготовки таких специалистов в Гомеле в 1953 году был открыт Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта  (ныне Белорусский государственный университет  транспорта). Практически у истоков его становления и развития стоял уроженец д. Сова Горецкого района Циркунов Григорий Артемьевич.

Родился Григорий Артемьевич 4 декабря 1921 года. Парень из многодетной крестьянской семьи поступил в Оршанский техникум железнодорожного транспорта, который закончил 26 июня 1941 года.  Четвертый день шла война. Молодой человек вместе со своими товарищами был направлен в Оршанский кондукторский резерв Западной железной дороги. Свою трудовую деятельность начал с должности главного кондуктора грузовых поездов: сопровождал воинские эшелоны на прифронтовые участки, а обратно – поезда с эвакуированным оборудованием. Но фронт неумолимо приближался к Орше. 30 июля он с одним из последних поездов выехал в сторону Смоленска. Под Вязьмой поезд попал под бомбежку и Григорий пешком и перекладными поездами добрался до Москвы.

Решением Наркомата путей сообщений был направлен в город Саратов Рязано-Уральской железной дороги, где проработал  на разных должностях до 1944 года. Затем  был откомандирован в Управление Западной железной дороги в город Смоленск. Работал в службе движения диспетчером по воинским перевозкам, старшим помощником начальника оперативно-распорядительного отдела и заместителем начальника отдела воинских перевозок.

В послевоенное время закончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, инженерный факультет.  Работал в Управлении движения Западного округа железных дорог в должностях инженера и старшего инженера по работе станций и узлов.

День 30 декабря 1953 года надолго запомнился для всей семьи. В канун новогодних праздников Григорий Артемьевич успешно защитил кандидатскую диссертацию. Вскоре ему присудили ученую степень кандидата технических наук, а двумя годами позже было присвоено ученое звание доцента.

Новая веха в жизни Григория Артемьевича – преподавательская – началась в Хабаровском институте инженеров железнодорожного транспорта. Работал в должностях преподавателя, старшего преподавателя и доцента до февраля 1957 года.

И снова дорога. Семья Циркуновых из Хабаровска переезжает в белорусский город Гомель. Все свои силы, знания и опыт вложил Григорий Артемьевич в развитие Белорусского институт инженеров железнодорожного транспорта.  В Гомеле под его руководством были заложены основы, разработаны базы и созданы три учебные лаборатории,  разработан и издан комплект методических пособий по проведению лабораторных и расчетных работ, курсовому и дипломному проектированию. Эта база стала основой на долгие годы для подготовки инженеров-эксплуатационников.

Одновременно с большой учебно-методической работой Г. А. Циркунов занимался и научными исследованиями. Им создано научное направление в области совершенствования технологии и технического оснащения пограничных и грузовых станций. За 50 лет работы в БелИИЖТе-БелГУТе им опубликовано свыше 260 научных трудов и учебно-методических пособий, в том числе ряд монографий.

Григорий Артемьевич не видел себя без работы, без общения со студентами. В них была вся его жизнь, в работе со студентами он не знал усталости. Он неразрывно, живой нитью был связан с ними. Он широко привлекал студентов к исследовательской деятельности, прививая им вкус к научным поискам, способствуя расширению их кругозора, развитию творческого мышления, что очень важно для будущих инженеров. И за это его уважали и любили студенты, товарищи по работе и его многочисленные ученики.

В 1994 году Григорий Артемьевич успешно защищает докторскую диссертацию, в мае того же года решением Высшего аттестационного комитета Российской Федерации ему присвоена ученая степень доктора технических наук.

Человеку от Бога завещано три дела; построить дом, посадить дерево, родить и воспитать ребенка. Все три заповеди Григорий Артемьевич выполнил на отлично: он оставил глубокий след в делах своих учеников и своих детей, внуках и правнуках, которые пошли по его стопам. Его старшая дочь – Быченко Ольга Григорьевна — закончила Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика» Белорусского государственного университета транспорта. Младшая дочь – Кирик Елена Григорьевна – выпускница БелГУТа, работала в различных должностях в подразделениях Гомельского отделения Белорусской железной дороги. Пошли по стопам деда и внуки: Наталья и Сергей тоже стали транспортниками, в настоящее время трудятся в стенах БелГУТа. Правнуки Даниил и Максим Голики – студенты этого вуза. Если посчитать, то общий стаж семьи в БелИИЖТе — БелГУТе с 1954 года составит более 150 лет.

Такова династия ученых-железнодорожников, родоначальником которой стал Григорий Артемьевич Циркунов.

Благодарим за предоставленную информацию дочерей Григория Артемьевича Ольгу Григорьевну и Елену Григорьевну, его внуков и правнуков.

Татьяна КАРАЕВСКАЯ,
старший научный сотрудник Горецкого районного историко-этнографического музея