Светлой памяти летчика-земляка


25 лет назад, 15 января 1997 года, наш город Горки потрясла весть о гибели российских летчиков истребителя-перехватчика МИГ-31 в районе поселка Кулой Архангельской области России. В составе экипажа был уроженец Горок Василий Стриженников, выпускник СШ № 4 1981 года.

Родился будущий командир отряда истребителей-перехватчиков 29 сентября 1964 года в скромной трудовой семье. После окончания школы семнадцатилетнего юношу позвало небо, и он поступил в Ставропольское высшее военное авиационное училище летчиков и штурманов, которое окончил в 1985 году. А далее служба. Полеты в условиях полярной ночи, в звездной и холодной бездонной глубине стратосферы, на сверхзвуковых скоростях в постоянной боевой готовности ракетоносца, начиненного электроникой. В то время в стране шел «бракоразводный» процесс, армию растаскивали по кускам и рушили. Не всегда личный состав выдерживал антиармейский натиск. Многие военнослужащие, не устояв, ушли со службы.

Однако Василий был не из таких. Он, белорус, волей судьбы оказавшийся на далеком севере России, в составе авиационного полка дивизии войск ПВО совместно с сослуживцами из разных бывших советских республик, выполнял единую задачу — защищал воздушное пространство бывшего СССР вдоль северной границы.

Майор Василий Стриженников в 32 года, выработав летный стаж, дающий право на льготную пенсию, не отошел от летной работы в небе. Но небо решило по-другому…

Тяжелый истребитель-перехватчик МИГ-31, входящий в состав дивизии войск противовоздушной обороны России и базировавшийся на авиабазе в городе Котлас, во время выполнения обычного планово-тренировочного полета с высоты 12-13 километров рухнул в тайгу. На месте падения образовалась воронка диаметром 15 и глубиной 6 метров. Данный факт в совокупности с 30-градусным морозом затруднил работу спасателей. Только на пятые сутки им удалось установить, что экипаж самолета — майор Василий Стриженников и капитан Юрий Щербанев — не катапультировался. Пытаясь спасти машину либо отвести самолет от населенных пунктов, они погибли. По заключению комиссии, катастрофа произошла из-за острого кислородного голодания членов экипажа, причину которого установить не представилось возможным в связи с разрушением элементов конструкции самолета.

С той поры прошло четверть века. За это время в Республике Беларусь сформированы свои Вооруженные Силы, готовые к выполнению задач по защите государственного суверенитета и национальной безопасности страны. Однако нередко приходится сталкиваться с тем, что некоторые молодые люди считают воинскую службу «пустой тратой времени» и всячески ее избегают. Немногие выпускники горецких школ выбирают военные ВУЗы. И я, как офицер запаса с выслугой 29 лет, как уроженец г. Горки и выпускник СШ № 4, хочу задать им вопрос: «Ребята, а кто Родину защищать будет?! Кто, если не вы?!»

Майор Василий Стриженников — достойный пример выполнения гражданского долга по защите Отечества для наших горецких парней.

В качестве памятника на могиле летчика 1-го класса, командира авиационного отряда Василия Ивановича Стриженникова в г. Горки на Оршанском кладбище его сослуживцами установлен элерон руля МИГа (фрагмент оперения самолета). По авиационным традициям это знак большой чести.

Командир завершил последний полет. Полет в Бессмертие…

Дмитрий ОВЧИННИКОВ,
руководитель по военно-патриотическому воспитанию ГУО «СШ № 4» г. Горки
подполковник запаса