В кинотеатре «Криница» прошло киномероприятие «Человек легенда», посвященное 100-летию со дня рождения Григория Дольникова


29 апреля 2023 года в кинотеатре «Крынiца», для учащихся городских учреждений общего среднего образования прошло киномероприятие «Человек легенда», посвященное 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза Григория Устиновича Дольникова.

Старший научный сотрудник районного историко-этнографического музея Татьяна Караевская рассказала ребятам о жизненном пути, боевых наградах Григория Устиновича.

Григорий Устинович Дольников — наш земляк, уроженец д. Сахаровка Горецкого района. Участник Великой Отечественной войны с 1943 года. 30 сентября 1943 года был сбит в воздушном бою, тяжелораненым попал в плен. За колючей проволокой не склонил головы. Бежал, но только третий побег был удачным. Воевал в партизанском отряде «За Советскую Родину». 20 апреля 1944 г. вернулся в родную часть. После возвращения сбил ещё 12 фашистских самолетов.

Григорий Устинович стал первым белорусом, удостоенным самого почитаемого в авиации звания – «Заслуженный военный летчик СССР». Он один из авиаторов-белорусов прошел все летные ступеньки – от летчика до заместителя Главнокомандующего ВВС, не перескочив ни через одну из них.

Впечатляют и летные рекорды Григория Дольникова: 4 000 часов налета и около 40 освоенных типов самолетов и вертолетов. Звание Героя Советского Союза присвоено 21 февраля 1978 года.  Заслуженный военный летчик СССР. Генерал-полковник авиации.

В заключении ребята посмотрели документальный фильм «22 июня. Самый длинный день». (Беларусь, 2009, 27 мин, документальный, 12+).

Аннотация к  фильму. Первые фашистские бомбы упали на нашу землю  в 3 часа 15 минут. Одновременно на всех участках границы начался массированный артобстрел советских позиций. Точными ударами бомбили узлы связи, железнодорожные станции, аэродромы, штабы и воинские части.  Связь с войсками на западной границе, а значит, и управление ими  было потеряно. Ведь еще накануне вторжения авиаразведка немцев подготовила подробные карты стратегических объектов, а 21-го июня группы немецких диверсантов пересекли советскую границу и вывели из строя 80 процентов линий связи. В этот день в генеральном штабе в Москве даже не догадывались о катастрофических потерях Красной армии. До последнего руководство страны отказывалось верить в происходящее. Уже вовсю бомбили Киев, Житомир, Севастополь, Гродно, а Сталин продолжал надеется на то, что это обычная провокация немецких войск. Под вражеским огнем гибли наши солдаты, а в советских войсках еще не была отменена директива № 1, которая предписывала  не поддаваться ни на какие провокационные действия немцев, могущие вызвать крупные осложнения.

Командующему ВВС генерал-майору Ивану Копецу директива наркома обороны о возможном нападении Германии  стала известна еще в 00 ч. 30 мин. Перед ВВС ставилась задача: до рассвета рассредоточить всю авиацию и тщательно ее замаскировать. Рассредоточить? Ночью? Копец знал: ночью у него могли летать всего 242 экипажа! У 446 самолетов экипажей нет вообще, 224 самолета были  неисправны. Да и куда рассредоточивать? Было ясно: задачу выполнить невозможно. Сотни советских самолетов были уничтожены в первые часы войны на земле. Они даже не успели подняться в небо. Фанерные фюзеляжи вспыхивали, как спички. Позже подсчитают, что 22 июня  ВВС Западного особого военного округа потеряли 738 самолетов. И это была далеко не единственная потеря  в первый день войны.

Что в это время происходило на границе, как действовало верховное командование,  удалось ли немцам выполнить намеченный план военных действий?

Фото Михаила ЛЕВЦОВА