Задание выполнили! Сегодня отмечается 36-я годовщина аварии на Чернобыльской АЭС


Каждый год после 26 апреля 1986-го эта дата черным днем стоит в календаре эпохальных событий человечества, отмеченная как крупнейшая техногенная катастрофа.

Минуло 36 лет. Даже самым молодым на тот момент парням, кто по роду своей профессии выполнял задания во время командировок в чернобыльскую зону с разным радиусом удаления от реактора, сегодня уже под 60, а многих нет в живых. Сколько горецких жителей прошло через такие поездки, точно неизвестно. Но мы просто обязаны помнить о тех людях, кто в то страшное время делал все, чтобы минимизировать последствия аварии на ЧАЭС, кого все реже называют ликвидаторами.

В числе участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС — Василий Федосов. Когда случилась эта беда, ему было 32 года, уже создал семью с супругой Антониной Александ­ровной, до этого отслужил срочную службу в армии, несколько лет отработал за границей вольнонаемным от РВК. В то время он трудился шофером в автобазе МКС «Могилев­облмежколхозстрой», после объединения участков реорганизованной в ПМК-251 «Могилевсельстрой», возглавлял производственную бригаду водителей «Камазов».

Об аварии в Чернобыле узнал, как все советские люди, спустя время. И сразу получил задание от областного руководства поехать вместе с коллегами в командировку. Шесть «Камазов» из их организации должны были возить асфальт из Бобруйска в Хойники. Василий Ефимович, как бригадир, был за старшего во главе этой колонны. Утром загоняли машины на погрузку и отправлялись в путь. За день они проезжали более 500 километров на круг. Все время командировки жили в своих грузовиках, сами покупали продукты в Бобруйске. Никаких средств защиты людям не выдали. Автомобили на выезде из «зоны» обрабатывали, делали дезактивацию. А водителям даже душ негде было принять.

На мой вопрос, можно ли было отказаться от той поездки, собеседник эмоционально ответил, что даже не представляет себе такого, воспитание и чувство долга даже мыслей таких не позволяли. Есть такое слово «надо», и ему, как коммунисту, руководителю бригады, нельзя было иначе. И все его «камазисты» добросовестно выполнили задание. И даже теперь, по прошествии стольких лет, не жалеет о том, что по долгу службы вместе с товарищами оказался там. Знали об радиа­ционной опасности, поэтому стремились быстрее въехать и выехать с объектов, на которых работало много военных и гражданских специалистов. В городе и деревнях, через которые проезжали, жили люди, время отселения еще не наступило.

Больше всего в память врезался первый рейс. Как говорит Василий Ефимович, воздух там был другой, тяжелый, давящий, болела голова, чувствовалась усталость. Люди все взрослые и хорошо понимали, где им предстояло работать, как это может повлиять на здоровье. Сегодня из их группы нет уже двоих, Владимира Напрейкова и Алексея Костюшкина.

После командировки в Хойники Василия Ефимовича сразу направили в Довск на строительство жилья для переселенцев. А домой в это время принесли повестку из военкомата, что ему необходимо выбыть на ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС. Жена ответила, что он только вернулся оттуда…

Позже Василия Федосова вместе с его группой вызвали в Минск, вручили удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

После реорганизации ПМК мужчина перешел на работу в райветстанцию. Уже девять лет бывший ликвидатор на пенсии. Вместе с супругой вырастили дочь Елену, помогли получить хорошее образование. Дата Чернобыльской катастрофы для его семьи такая же скорбная как для всех белорусов. У этого ответственного человека старой закалки, с твердыми жизненными принципами и приоритетами осталась память о причастности к борьбе с радиационной опасностью и чувство выполненного долга.

Галина КОЖЕВНИКОВА
Фото Михаила ЛЕВЦОВА