А вы знали, что предпочитают есть в школе ваши дети? Рассказываем, зачем будут менять меню в столовых


В Беларуси реализуется пилотный проект по организации школьного питания. Такая потребность продиктована необходимостью изменить и совершенствовать меню в столовых учреждений образования, учитывая возрастные предпочтения детей в еде. Одним словом, стало очевидным, что ребята больше не хотят в школе есть избитые блюда, когда дома и в кафе они могут покушать наггетсы, бургеры, шаурму, пиццу. Но это не значит, что им будут предлагать фастфуд. Основная цель проекта в том, что все школы страны в несколько этапов перейдут на новый алгоритм составления меню, периодичности и даже объемов потребляемой пищи, чтобы учащиеся усваивали традиции здорового и правильного питания

На недавнем заседании райисполкома в центре внимания был вопрос организации этого процесса в школах нашего района. Как сообщила главный специалист отдела по образованию Инна Куртина, охват горячим питанием учащихся в сельских учреждениях составляет 100%, городских — 84%.

В 2022-2023 учебном году в школах района для 478 детей из многодетных и 34 детей из малообеспеченных семей, для 28 детей ГУО «ЦКРОиР г. Горки» организовано безвозмездное трехразовое питание. Один раз на бесплатной основе едят и все сельские школьники и учащиеся начальных классов городских школ.

— За последнее время, благодаря межведомственному взаимодействию, в районе реализовано значительное количество мероприятий по созданию комфортных и безопасных условий пребывания детей в учреждениях образования, минимизации рисков возникновения и распространения эпидемиологического неблагополучия. Например, решены вопросы обеспечения горячим проточным водоснабжением производственных ванн, умывальников в пищеблоках и для детей перед обеденными залами, своевременно проводится ремонт вышедшего из строя оборудования, — отметила Инна Куртина. — По мере необходимости пищеблоки учреждений образования обеспечиваются необходимым количеством посуды и столовыми приборами, технологическим и холодильным оборудованием.

Чтобы по результатам пилотного проекта перейти на новый уровень питания, планируется приобретение дополнительного оборудования. Это пароконвектоматы, электрические сковороды, шкафы для хлеба, холодильники, морозильные лари и морозильники.

В рамках проекта составлено примерное десятидневное меню для школьников с внедрением новых блюд и изделий.  На основе обновленных технологических карт, разработанных в рамках эксперимента, теперь в завтраках и обедах колбаски куриные «Секретики», митболы, запеканка из творога «Зебра», зразы «Фанфики» и другие блюда.

Предусмотрен и единый день белорусской кухни (четверг), который в дальнейшем будет внедрен на постоянной основе. Из блюд будут представлены: свинина по-домашнему, биточки по-белоруски, борщ, затирка, манник и другие.

Важно, что все изменения сопровождаются опросами как детей, так и родителей. Проведенный срез общественного мнения свидетельствует, что происходящие изменения воспринимаются позитивно. Анкетирование наших школьников и родителей показало, что им нравится быть вовлеченными в эти процессы.

На вопрос, нравится ли вам питаться в школьной столовой, 97% учащихся ответили положительно. Большинство участвовавших в опросе отметили высокие вкусовые качества предоставляемых блюд (86% опрошенных). 100% ребят выразили интерес к пилотному проекту, так как, по их мнению, меню необходимо изменить, сделать разнообразным и современным.

Председатель райисполкома Михаил Гулый отметил, что главная цель проекта — выработать у детей со школьной скамьи правильное понимание о пользе еды и привить учащимся традиции здорового питания.  Еще одно неоспоримое преимущество — расширение ассор­тимента горячих блюд в школьных столовых. Причем новые блюда для меню определили сами учащиеся через анкетирование. Это, без сомнения, правильный подход. Ведь дети есть дети, и то, что невкусно и некрасиво подано, они есть не будут. А от их питания в юном возрасте зависит здоровье на предстоящие годы.

Председатель районного Совета депутатов Максим Потапенко сделал акцент на работе с родителями, ведь именно в семье формируются пищевые привычки и традиции. Если дома ребенок ест вкусную, но вредную пищу, а примером тому служат родные, то в школе убедить его, что это неправильно, гораздо сложнее.

Пилотный проект по питанию закончится вместе с учебным годом. Его результаты в работу учреждений будут внедрены уже после 1 сентября.

Ольга КИММЕЛЬ