Эксперимент с маршрутками. С первого февраля — в тестовом режиме по расписанию


Отлаженная работа общественного транспорта —важный критерий, который создает удобство, комфорт и безопасность при передвижении населения. Это еще и лакмусовая бумажка социально ориентированного государства. Ведь на каждом маршруте движения самый главный субъект — пассажир

Все сливки — частникам?

Казалось бы, какие трудности? Всего-то задача вовремя доставить желающих из пункта А в пункт Б. Люди довольны, что за символическую плату добираются в нужное место, а перевозчик зарабатывает деньги. Но лишь при поверхностном подходе кажется, что все так просто. И в сфере общественного транспорта есть немало подвод­ных камней. Как показывает жизнь, этот рынок сам себя плохо регулирует. Прямое доказательство тому — пассажирские перевозки в Горецком районе. В этой нише давно есть дисбаланс. Прямо скажем, сложилась уникальная ситуация, когда в привилегированном положении оказались частники. Они работают без расписания и интервалов, правда, имеют свои маршруты согласно полученным карточкам. Но ездят так называемые маршрутки зачастую в наиболее выгодное время и не «возят воздух», когда все на работе, и в поздние часы, когда пассажиропоток минимальный. Такой возможности выбирать — когда выгодно, значит поеду — нет у Автопарка № 17. Предприятие соблюдает социальную направленность пассажирских перевозок, и его транспорт в убыток себе зачастую ездит туда, где, как говорят, бизнеса не сделаешь. Речь об отдаленных и малонаселенных деревнях и других «невыгодных» маршрутах. Отчасти и по этой причине государственный перевозчик испытывает финансовые трудности, нуждается в бюджетном дотировании. А потому не всегда может обновить транспорт, обеспечить его качественный ремонт и достойную зарплату работникам. А на предприятии трудятся около ста человек.

Есть в этой нише и факты недобросовестной конкуренции. Например, когда маршрутка едет в час пик перед автобусом и «срезает» потенциальных пассажиров Автопарка. Разница в стоимости билета на сегодня составляет 20 копеек. Пассажиры, которые торопятся на работу, учебу или обратно, не задумываясь, сядут в транспорт, который пришел раньше, ведь цена вопроса — мелочь.

Вот и выходит, что частники, как говорят, снимают сливки, а государственный перевозчик терпит убытки.

Проблем хватает

Председатель райисполкома Михаил Гулый на одном из совещаний поручил разобраться с произволом со стороны владельцев маршруток и, соответственно, навести порядок в этой сфере. Ведь жалоб на работу общественного транспорта поступает немало. Но при этом все шишки летят на Автопарк № 17. А частники как будто не у дел.

На анализ обстоятельств работы общественного транспорта, выработку выхода из сложившейся ситуации ушло
несколько месяцев. Чтобы обсудить тактику и подходы работы в будущем, глава района иниции­ровал совещание с участием самих перевозчиков.

Как куратор отрасли, свою позицию обрисовала заместитель председателя райисполкома Ирина Барковская. Она отметила, что на территории Горецкого района регулярные пассажирские перевозки выполняют 11 субъектов. Один из них государственной формы собственности — Автопарк № 17, остальные представлены частниками. Это 5 юридических и 5 физических лиц. На 13 автомобилях частники закрывают 7 городских и 13 пригородных маршрутов.

Акцент Ирина Барковская сделала и на проблемных моментах. Один из них — сильно изношенный автопарк частников. Например, двум самым новым автомобилям по 10 лет, остальным — от 15 до 21 года.

Есть вопросы к санитарному состоянию салонов автомобилей. Тем более, как отметила главный санитарный врач Горецкого района Арпине Мкртчян, транспорт, осуществляющий пассажирские перевозки, должен проходить санитарную экспертизу, а водители — ежегодный медицинский осмотр. В нынешнем году по линии санитарной службы этому будет уделяться большое внимание.

На пяти маршрутах города, по сообщениям от населения, зачастую фиксируются отклонения от них. Как отметил директор ОАО «АТЭК-Могилев» Игорь Можаровский, компания отслеживает соблюдение маршрута с помощью навигации. За нарушение налагается штраф, при систематических отклонениях перевозчик лишается карточки.

При этом вся навигация хранится бессрочно. То есть даже если спустя какое-то время поступит обращение от пассажиров о нарушении, отследить это можно в любое время.

С февраля — по расписанию

Пожалуй, главным переломным моментом, благодаря которому в работе пассажирских перевозок будет соблюден баланс, станет введение расписания для маршруток. Об этом в ходе обстоятельного разговора с перевозчиками сообщила Ирина Барковская. С 1 февраля частные перевозчики будут курсировать по согласованному с ними расписанию в тестовом режиме. С марта после корректировки и официального утверждения оно будет вывешено на остановках и станет постоянным и обязательным для соблюдения.

При составлении расписания все перевозчики поставлены в приблизительно равные условия. У каждого из них в среднем за день по 10 отправлений от железнодорожного вокзала. Согласованный график должен строго соблюдаться, — отметила Ирина Барковская. — При составлении расписания, по рекомендации ОАО «АТЭК-Могилев», за пример был взят Бобруйский район.

Руководитель ОАО «АТЭК-Могилев» Игорь Можаровский отметил, что переход на расписание — это веление времени. Горки едва ли не единственный райцентр, где маршрутки ездят без четкого графика:

— Этот шаг поможет упорядочить работу общественного автотранспорта, создаст удобство для пассажиров. К чему мы рано или поздно должны были прийти. Примеров достаточно, чтобы убедиться, что расписание, введенное в других городах, это четко выстроенная система, и она нужна. По большому счету в вашей работе ничего не изменится, просто нужно будет какое-то время, чтобы перестроиться.

— Порядок должен быть везде и во всем. Никто никого не хочет оставить без работы. Да, вы выполняете важную функцию, рано просыпаетесь, в любую погоду трудитесь. Поверьте, вы не одни, где нужно на заре просыпаться и тяжело работать. В сельскохозяйственной отрасли еще раньше начинают день, и труд там отнюдь нелегкий, но там, как и в каждой из отраслей, соблюдают определенные требования и правила, — сказал председатель райисполкома Михаил Гулый.

От перевозчиков прозвучали просьбы и вопросы. Например, по новому расписанию у них теперь будет 7-дневная занятость в неделю. Водители есть не у всех, чтобы кто-то сменил и была возможность отдохнуть, да и время, чтобы отремонтировать и привести в порядок автомобиль, тоже нужно. Руководитель ОАО «АТЭК-Могилев» Игорь Можаровский обещал изучить возможность выделения выходного дня.

Как итог разговора, было решено, что после работы в тестовом режиме по расписанию, оно будет доработано. Информацию о поправках в управлении экономики ждут как от перевозчиков, так и от пассажиров.

Заместитель председателя райисполкома Ирина Барковская рассказала
о проблемных вопросах в работе перевозчиков. Фото Михаила ЛЕВЦОВА
Перевозчики обсуждают работу в новом формате

Ольга КИММЕЛЬ
Фото Михаила ЛЕВЦОВА