Горецкий левша. Художник-самоучка не боится эскспериментов


Павел Жук талантливый горецкий мастер, который создает уникальные светильники, шкатулки, сундуки и инсталляции различных зверей в технике лазерной резки, используя собственные рисунки и чертежи.

Художественная резьба по дереву — популярный вид современного декоративно-прикладного искусства, вместе с тем известный на протяжении многих столетий. Мастера с удовольствием работают с таким податливым материалом, создавая настоящие шедевры. Различные оттенки коричневого цвета, многослойная композиция, причудливые завитки и изящные орнаменты — все это мастерски сочетает в своих работах ремесленник.

— Павел, Вы художник-самоучка… Почему называете себя так необычно — «мас­тер-левша»?

Художественного образования у меня нет, но это не мешает создавать собственные эскизы, просто мне с детства нравилось рисовать. И если я вижу рисунок, то повторю его, каким бы сложным он ни был. А с определением все просто. Работать часто приходится с очень мелкими деталями, да и к тому же я «левша», то есть все делаю левой рукой.

Впервые столкнулся с лазерным станком, когда работал в Москве в организации по производству рекламной продукции. Набравшись опыта, решил попробовать реализовать себя в родных Горках. Сейчас могу сделать практически любой заказ: светильники, животных, рамки для фотографий и всякую мелочь типа ключниц, брелоков и многое другое. Мне нравится, когда мои работы становятся предметами интерьера и несут функциональную нагрузку.

Как-то мне на глаза попалась картинка необычного светильника. Я взял за основу только сам принцип создания. Разработал несколько универсальных чертежей и теперь делаю свои концептуальные модели ламп, которые можно изменять и декорировать, исходя из пожеланий заказчиков. Кроме светильников, делаю удобные сундуки и шкатулки, оригинальные конструкции в форме животных.

В данный момент для организации, которая занимается продажей рыбы, готовлю заказ — мини-бар в виде лодки. Они мне прислали картинку, а я уже сам разработал схему, сделал все чертежи и придумал технологию, как собрать и красиво оформить. К слову, это уже не первый мой мини-бар, еще были в виде бочки и виолончели.

— Сколько времени проходит от разработки чертежа до готовой работы?

Все зависит от сложности. Если это несложная модель, то на чертеж уйдет порядка 4-5 часов. А если делать, например, фигуру динозавра, то можно и неделю просидеть, пока получится нужная выкройка. Сейчас мне уже проще, опыт наработан большой, поэтому мне достаточно видеть фотографию животного в анфас, профиль и полупрофиль, и по ним я рисую сначала эскиз, а потом уже в программе отрисовываю чертеж.

— Сложно научиться этому?

Научиться несложно, в моем деле главное — желание и уверенность, что все обязательно получится. Необходимы элементарные знания геомет­рии, потому что чертеж должен быть точным, и каждый элемент плоскости нужно правильно нарисовать. И, конечно же, нужны станки. В моем арсенале лазерный, фрезерный, шлифовальный. Очень часто работаю с десятыми долями миллиметров, поэтому все модели собираются «паз в паз», для соединения отдельных деталей использую клей, шурупы.

— С каким материалом вы предпочитаете работать?

Я не работаю с массивом дерева или с досками, потому что у меня небольшая мастерская и мне не очень интересна классическая резьба по дереву. Поэтому в основном это шлифованная фанера из березы или дуба около 6 мм. Вообще, мой инструмент легко режет плас­тик, бумагу, кожу. Но я больше всего люблю работать с хорошей фанерой.

— Расскажите о самом не­обычном заказе.

На просторах интернета постоянно мелькают фотографии интерьеров с объемными фигурами из дерева. Носороги, быки и динозавры — животные в виде 3D фигур на любой вкус. Как-то раз работал над интересным проектом — мне заказали динозавра. Долго сидел над первыми чертежами, делал пробные варианты и, в конце концов, он получился.

В принципе, я могу сделать любую фигуру, например, становятся популярными головы животных, которые очень необычно смотрятся именно за счет ребристой формы. В будущем планирую расширять ассортимент, но возможнос­тей пока не хватает, чтобы реализовать все, что хотелось бы. Пробовал свои силы в лазерной резке по коже и даже чехлам для телефонов.

— А кто ваши покупатели?

Мои заказчики очень интересные люди. И не столь важно, купили они динозавра или ключницу, главное, что они стремятся украсить свой дом необычными предметами интерьера ручной работы, они не боятся экспериментов и не хотят быть «как все».

Ольга ДАНИЛЬКЕВИЧ

Фото Дмитрия МАХОМЕТА


Leave a Comment